театр моды василиса

Воропаева Наталья Васильевна,

педагог дополнительного образования,

Государственное бюджетное профессиональное

образовательное учреждение города Москвы

«Воробьевы горы»

Чернецова Наталья Леонтьевна,

Преподаватель кафедры «Технология

и профессиональное образование»,

Федеральное государственное

 бюджетное образовательное учреждение

 высшего профессионального образования

 Московский педагогический

государственный университет

 

Мы лишаем детей будущего, если продолжаем учить сегодня так, как учили этому вчера

                                                                             Джон Дьюи

Выступая важной составляющей в системе непрерывного вариативного образования, учреждения дополнительного образования на современном этапе развития общества объективно играют роль одного из общественных институтов, способных включить подростков в разнообразные виды творческой деятельности, которые могут удовлетворить и развить их способности, помочь в дальнейшем профессиональном самоопределении.

Интеграция основного и дополнительного образования, применение инновационных образовательных технологий, привлечение к работе квалифицированных педагогов, дальнейшее совершенствование материально-технической базы образовательных учреждений разного вида создают эффективные условия для организации учебного процесса на качественно новом уровне, в котором всестороннее развитие личности и творчество учащихся занимают ведущие позиции.

Очевидно, что разнообразие организационных форм, современных педагогических технологий, образовательных программ и их дидактического и методического обеспечения не всегда являются единственным условием высокого качества обучения. Существенное влияние на школьников оказывает социокультурная среда, которая их окружает в образовательном пространстве учебных заведений, являясь важным фактором их творческого саморазвития и личностного роста в системе дополнительного образования.

vasilisaВ данной статье мы остановимся на рассмотрении проблемы реализации потребностей школьников в творчестве, в профессиональном самоопределении в театре моды «Василиса» Центра художественного образования ГБПОУ «Воробьевы горы» Москвы, квинтэссенцией которого выступает участие ребят в итоговой городской конференции проектно-исследовательских работ в области моды и дизайна.

Современные технологии меняют наш мир, влияют не только на жизнь людей, но и на наше представление о моде. Хотим мы или не хотим, но все вращаемся вокруг неё. Свободные и открытые в своих поисках, вовлеченные в этот увлекательный процесс подростки активно ищут средства для самовыражения и самореализации. Социокультурная среда студии театров моды как раз и предоставляет подрастающему поколению массу возможностей для развития творческих способностей личности и эстетических чувств в эмоциональном познании мира, себя.

Основной целью образовательных программ в театре моды «Василиса» центра художественного образования ГБПОУ «Воробьевы горы» является обучение детей и подростков навыкам художественного образования, приобщение их к миру культуры одежды через создание и постановку театрализованных представлений коллекций моделей одежды, способствующих гармоничному развитию личности подростка и его дальнейшей социальной адаптации в обществе. Процесс обучения тесно переплетается с историей национальной культуры, возрождением художественных традиций русского народа, разнообразными видами декоративно-прикладного творчества, что, безусловно, способствуют формированию у детей углубленного интереса к культуре и искусству, создает реальные возможности для самопознания, самоопределения, самореализации и личностного роста учащихся.

Мода дает возможность обучающимся в театре моды выразить в одежде свою личность, принадлежность к социальной группе, культурный уровень. Уникальный, индивидуальный результат получается за счет смешения стилей, образов, культур, которые пропускаются через персональный фильтр обучающихся и превращаются в настоящие произведения искусства.

Дизайну в современном мире отводится особая роль. Всё художественное образование, креативные идеи в искусстве, промышленности, транспорте и других сферах жизнедеятельности пропитаны дизайнерскими идеями. Вот почему в театре моды «Василиса» при реализации образовательных программ  эти две основные линии: мода и дизайн тесно переплетаются и являются первой ступенью формирования образовательного пространства.

Важным событием в работе театра моды «Василиса» уже в течение десяти лет является организация, проведение и участие обучающихся разных возрастных групп в итоговой городской конференции проектно-исследовательских работ в области моды и дизайна. У каждого члена творческого коллектива на конференции свой фронт работы: кто-то представляет и публично защищает свои проектные работы, а кто-то делает лишь первые шаги в мир моды, демонстрируя свои работы на стенде.

Городские конференции в области моды и дизайна, проводимые в рамках Программы «Развитие одаренности», мы рассматриваем как творческий форум, обмен достижениями юных дарований, направленный на реализацию личностных творческих достижений каждого.

С каждым годом растет число участников конференции. В ней принимают участие обучающиеся учреждений дополнительного и профессионального образования Москвы и Московской области. В рамках конференции проходил Всероссийский семинар руководителей театров моды России, проводимый Ассоциацией детских творческих объединений «Золотая игла». В разные годы в конференции участвовали коллективы театров моды из Иваново, Курска, подмосковных городов.

В день открытия городской конференции готовится специальная программа, которая начинается с презентации, освещающей  краткую  историю исследований в мире моды, и продолжается обзором достижений конференций прошлых лет. Традиционно итоговую конференцию показом дефиле открывают юные участницы, обучающиеся в студии первый год. В Малом Зале ГБПОУ «Воробьевы горы» они демонстрируют стильные аксессуары (шарфы, броши, сумки пр.), выполненные своими руками.

Проследим траекторию личностного роста воспитанниц театра моды «Василиса», в которой сегодня в разновозрастных группах обучаются учащиеся от 9 до 18 лет. Здесь созданы все необходимые условия для построения личностно-ориентированного обучения, направленного на обеспечение индивидуальной траектории творческого развития для каждого ребенка. Благодаря включению школьников в  социально продуктивную деятельность с использованием проектно-исследовательских, информационно-коммуникационных, игровых образовательных технологий, девочки могут максимально проявлять свои творческие способности,  выбирая тот или иной вид художественной деятельности, исходя из личных интересов и склонностей.

Так, в течение учебного года на занятиях в студии девочки младшего школьного возраста дополнительной общеразвивающей программы «Азбука моды» (педагог Лобанёва Дарья Сергеевна), постигая азы мастерства, развивают свой художественный вкус, играют в моду, знакомятся с различными стилями в одежде, учатся правильно подбирать свой гардероб. А главное, стараются привнести в свой повседневный образ что-то необычное, модное, современное. Основное внимание при работе с этой возрастной группой уделяется формированию представлений о наиболее гармоничных вещах и предметной среде в пространстве моды, выработке эстетического восприятия и оценке художественного вкуса в оформлении одежды и интерьера. Именно интерес к моде, тайна появления и создания разных модных вещей, стильных аксессуаров и деталей одежды для себя, своих мам, бабушек и пап, для любимой игрушки помогает юным воспитанницам  включиться в проектную деятельность, даже еще не подозревая об этом.

На втором году обучения наиболее успешные представляют свои первые проектные работы, посвященные «модным дополнениям» одежды, на городской итоговой  конференции. Перечислим  некоторые имена и темы проектных работ юных участниц конференции последних лет: Лобанёва Анна (10 лет) — «Декоративное оформление одежды из ситцевых тканей в истории моды и в современной одежде»; Молоканова Маша (11 лет) – «Можно ли одеться в оригами?»; Ковалёва Дарья (11 лет) — «Джинсовый фейерверк»; Хмельщикова Светлана, Леонова Милана (11 лет) — «Шейные аксессуары в истории моды и в современной одежде. Галстук-бабочка». Спустя два года Леонова Милана представила новый интересный проект «Использование нетрадиционных материалов (силиконовый герметик) при создании коллекции моделей одежды «Снежная Африка». Юные дизайнеры и исследователи Кокорина Млада (10 лет) и Пронина Полина (11 лет) представили работу — «Объемное моделирование головных уборов (на примере коллекции «ЛЕС- ART»).Сам проект и коллекция получили положительные отзывы жюри на конкурсах разных уровней.

В рамках конференции всегда проходит  и первый осенний просмотр работ обучающихся дополнительной общеразвивающей программы «Рисуем моду», на котором девочки среднего школьного возраста представляют эскизные мини-проекты авторских коллекций, совершая первые шаги на пути понимания того, как работают профессиональные  модельеры и дизайнеры одежды. Обучающиеся старшего школьного возраста представляют творческие скетчбуки, в которых собраны все этапы разработки коллективных и авторских коллекций. Интересны разработки прошлого года — Федосова Анна (15 лет)  — «Творческая атмосфера усадьбы Талашкино – источник  создания коллекции моделей одежды «Диво-дивное»; Куранова Олеся (16 лет) — «Процесс создания коллекции детской одежды «Воображаемые друзья»».

Лейтмотив коллекциям старших обучающихся обычно задают проблемы, волнующие подростков в личном или социальном плане, решение которых неизбежно находит свое отражение и в области искусства костюма, моды и дизайна. Это касается тематики выбираемых проектно-исследовательских работ, которая нацелена на социально-значимый и практический результат, поэтому  разработанные коллекции, как правило, продуктивны и интересны окружающим.

Например, Чанова Анна (16 лет) заявила тему своей проектной работы «Льняная палитра (на основе коллекции «А-лён-А»)» (педагог Воропаева Наталья Васильевна) после коллективной поездки обучающихся студии в Плёс на российскую выставку-ярмарку льна и фестиваль модельеров и дизайнеров «Плёс на Волге. Льняная палитра». В результате работы ею был произведен анализ орнамента-оберега на наличниках домов в Плёсе, который лег в основу конструктивных и декоративных решений коллекции «А-лён-А», которую она успешно защитила на итоговой конференции в 2013 году, став её лауреатом. Михелашвили Натали (15 лет) определилась с темой своей проектной работы «Декоративное оформление тканей. Русская набойка» (педагог Воропаева Наталья Васильевна) после посещения выставки, на которой были представлены различные ткани и демонстрировались способы их оформления. Она самостоятельно провела анализ декоративного оформления тканей на Руси с XV века по наше время, который лег в основу конструктивных и декоративных решений авторских моделей одежды с использованием русской набойки. Свой проект Натали успешно защитила в 2014 году, став лауреатом городской конференции.

Хочется отметить и другие не менее интересные работы обучающихся, выполненные под руководством педагогов Воропаевой Н.В. и Толстиковой А.В.: Фигуровская Дарья (13 лет) — «Использование бумаги в дизайне и современной моде»; Зайцева Виктория (17 лет) — «Дизайн платка с помощью современных компьютерных технологий»; Кулькова Мария (14 лет), Сачкова Александра (14 лет) — «Историческое воздействие взрослой моды на детскую одежду и влияние детской одежды на взрослую моду»; Карпухина Светлана (15лет) и Шеремет Наталья (14 лет) — «Влияние моды 20 века на первое десятилетие 21 века, и прогноз развития моды на следующие 10 лет».

Год за годом, поднимаясь на более высокую ступень обучения и мастерства, задавая вектор индивидуальной образовательной траектории своего развития и личностного роста, воспитанницы старшей возрастной группы вместе с ведущими педагогами театра моды «Василиса» большое внимание в своей работе уделяют формированию надлежащего уровня компетентности в проектно-исследовательской деятельности.

Основной акцент в работе на этом этапе уделяется выбору темы проектно-исследовательской деятельности каждого обучающегося в театре моды, которая должна учитывать их личные предпочтения, связанные с будущим профессиональным самоопределением в области искусства костюма, моды и дизайна. Вот почему наиболее предпочтительными формами организации  проектно-исследовательских работ обучающихся в этот период являются индивидуальные работы. Одна из самых успешных учениц театра моды Адамян Ева (16 лет) уже два года упорно трудится над разработкой линии авторских футболок, создавая их оригинальный дизайн (проект «Создание авторской линии футболок»). Создана группа «В Контакте», участники которой имеют возможность знакомиться с новинками её творчества и приобретать изделия с логотипом «EvaAdamian.FashionStore». В этом году Ева поступила в институт моды и дизайна Instituto Marangoni (Милан Италия). Возможно, мы скоро узнаем новое имя в мире моды.

В старшей возрастной группе девочки самостоятельно планируют свои действия. Собирая материал для исследования, посещают библиотеки, музеи, показы мод, швейные производства, участвуют в тематических экскурсиях, поездках, фестивалях, общаются с дизайнерами, работают с информационными источниками разных видов, включая Интернет-ресурсы и телевидение. На основании проведенного поиска уточняют тему исследования, выдвигают рабочую гипотезу, проводят анализ, обобщение, опираясь на современные образовательные технологии, личный опыт, формируют портфолио своих достижений и воплощают свои идеи в материале, отшивая коллекцию моделей одежды по выбранной теме.

Оценивают результат этой многоплановой работы члены жюри городской конференции – специалисты высокого уровня, модельеры, дизайнеры, аналитики моды, представители педагогической общественности, родители, друзья.

В этот момент воспитанницы театра моды «Василиса» выступают не только как дизайнеры и конструкторы коллекций одежды, авторы эскизов костюмов, манекенщицы, демонстрирующие своё искусство на подиуме, но и как исследователи, социологи и искусствоведы, психологи и историки, экономисты и культурологи. Им удается поместить творчество в искусстве костюма в широкий исследовательский контекст: в некоторых проектах акцент делается на истории моды, изучение которой невозможно без изучения истории общества, его культуры. Например, Карпухина Светлана (16 лет), тема проекта: «Параллели моды: сравнительный анализ творчества Надежды Ламановой и Поля Пуаре» (педагог Толстикова Анна Вадимовна) стала Лауреатом городской конференции проектно-исследовательских работ в области моды и дизайна в 2013 году и представляла этот проект на Международной выставке Wetenschaps Exposiences в Бельгии. В других конкурсных работах акцент делается на проведении любопытных изысканий, связанных с изучением модных тенденций современности, этимологии происхождения понятий из области моды, проведением анкетирования среди сверстников. Примером может служить проектная работа Шамохиной Полины (15 лет) «Грангола. Новое время», посвященная изучению влияния исторического костюма на современную моду и перспективе использования исторических тенденций в будущем. При подготовке проектно-иследовательских работ театр моды активно сотрудничает с центром технического образования. Так, в прошлом году была выполнена совместная работа «Использование 3Д технологий в дизайне костюма» Автор Харламова Вероника (15 лет) (руководитель Воропаева Наталья Васильевна) и Русаков Вячеслав (14 лет) (Группа «ЗД моделирование» Руководитель Лычков Андрей Николаевич). Необычная и современная проектная работа «Использование метода пластического дизайна при проектировании коллекции аксессуаров» (Булавкина Олеся, 15 лет), создана на основе изучения и анализа работ студентов кафедры «Дизайн костюма» (Международной Академии бизнеса и управления).

За все время существования театра моды «Василиса» создано более 30 коллекций костюмов с разнообразной тематикой, накоплен большой опыт участия юных воспитанниц в конкурсах, фестивалях, праздниках, концертных программах, в Международных выставках-ярмарках, выступлениях на различных подиумах.

Совместная плодотворная работа над учебным проектом помогает всем участникам образовательного процесса выстроить бесконфликтную педагогику, переживая каждый раз вместе с детьми вдохновение и радость творчества, и выработать у обучающихся надежные ориентиры в окружающем мире. Неслучайно большинство выпускниц студии связывают свою профессиональную карьеру с модной индустрией, поступают учиться в высшие художественные учебные заведения, в профильные технологические колледжи.

В заключение отметим, что участие воспитанниц театра моды «Василиса» в городских конференциях проектно-исследовательских работ в области моды и дизайна мы рассматриваем как реальную возможность их продвижения вверх по ступенькам мастерства и личностного роста, которая предоставляет уникальную возможность каждому подростку: во-первых, погрузиться в социокультурную среду дизайнеров одежды, аналитиков моды, ведущих специалистов художественных и высших педагогических учебных заведений, педагогов профильных коллективов, учителей технологии; во-вторых, раскрыть свой творческий потенциал, расширить знания в области искусства костюма, моды и дизайна, реализовать оригинальные идеи, научиться презентовать личные достижения, развить коммуникативные компетенции. Успехи коллектива студии очевидны, но мы не останавливается на достигнутом и выражаем уверенность, что работа над новыми проектами и дальше будет дарить нашим детям радость творчества и праздника.

 

Литература

  1. Воропаева Н.В., Чернецова Н.Л. Включение младших подростков в дизайн-образовательную среду студии «Театр моды «Василиса» ЦХО МГДД(Ю)Т. Сборник трудов Всероссийской научно-практической конференции с международным участием «Образование. Технология. Сервис», посвященной 30-летию факультета технологии и предпринимательства НГПУ, г. Новосибирск, 16-19 апреля 2013 г., Часть 1, с. 135-141.
  2. Чернецова Н.Л., Воропаева Н.В. Реализация технологии проектно-исследовательской деятельности в студии «Театр моды «Василиса» Центра Художественного творчества МГДД(Ю)Т. Технолого-экономическое образование: Достижения, инновации, перспективы: Межвузовский сборник статей XIV Международной научно-практической конференции Тула, 12-15 февраля 2013 г. /Отв. ред. А.А.Потапов. – Тула, 2013., с. 347-35

 

Статья удостоена Диплома – 1 место во всероссийском дистанционном конкурсе для педагогов и руководителей детских театров моды «Педагогический триумф» в номинации «Педагогический проект», проводимом Челябинским государственным педагогическим университетом