Паромова Е.Я.,

методист программно-методического отдела РНМЦ НО

Открытка-03

27 января 2017 г. в ГБОУДО «Московский детско-юношеский центр экологии, краеведения и туризма» состоялась научно-практическая конференция, посвященная Году экологии в РФ, «Экологическое образование как ресурс устойчивого развития общества».

Ключевой темой конференции стала презентация общегородского проекта «Зеленая школа» — одной из крупнейших образовательных экологических инициатив в столице в 2017 г., которая получила поддержку Московской Городской Думы, Департамента природопользования и охраны окружающей среды г. Москвы, Комиссии по экологической политике и устойчивому развитию Общественной палаты г. Москвы.

Инициатором и координатором проекта «Зеленая школа» является ГБОУДО МДЮЦ ЭКТ; партнеры проекта: Экобюро GREENS, Фонд «Русский углерод», проектный офис «Школы новых технологий», ГБПУ «Мосприрода».

Проект «Зеленая школа» направлен на популяризацию идей экологического образования  и формирование экологического подхода к созданию образовательной среды в образовательном учреждении. Предполагается, что участниками проекта станет максимально возможное количество общеобразовательных организаций г. Москвы, которые, в результате, войдут в рейтинг зеленых школ города.

В рамках участия в проекте московские школы в течение учебного года проведут самоаудит и пройдут экспертную оценку специалистами разных направлений по четырем блокам экологических показателей:

  1. Эколого-образовательная среда и ее использование в школе;
  2. Практическая деятельность школы;
  3. Результативность эколого-образовательной деятельности;
  4. Организация эколого-образовательной системы.

Первый блок показателей включает следующие элементы эколого-образовательной среды: экотропы, уголки природы, фитомодули, участие школьников в экологических мероприятиях – акциях, конкурсах и т.п.

В блок «Практическая деятельность школы» объединены показатели: раздельный сбор отходов, экологические закупки, энергосберегающие технологии, питьевая вода и проч.

Результативность эколого-образовательной деятельности будет определена путем оценивания учебно-исследовательской и проектной деятельности обучающихся в предметном поле экологии, участия членов школьного сообщества в экологических экспедициях, компетентности педагогических работников учреждения в области экологического просвещения.

Блок «Организация эколого-образовательной системы» охватывает такие показатели как цели и характер социального партнерства учреждения, элементы экологического воспитания и просвещения в образовательных программах и др.

Методологическую основу предложенной системы экологических показателей составляет понимание экологического образования как ресурса устойчивого развития общества, т.е. развития, при котором «удовлетворение потребностей настоящего времени не подрывает способность будущих поколений удовлетворять свои собственные потребности»[1]. Данная концепция включает три важнейших компонента: экономическую, социальную и экологическую составляющие. В свою очередь, индикаторы (или показатели) устойчивого развития  связывают все эти три компонента и содержательно объединяются в такие группы как социально-экономические, эколого-экономические, социально-экологические и эколого-социо-экономические показатели.

Система экологических показателей, разработанная в рамках реализации проекта «Зелена школа» в 2017 г., отличается от системы критериев, по которым оценивались образовательные организации, принявшие участие в рейтинге «Зеленая школа-2016», включением педагогических и методологических показателей. Это позволит более полно и объективно оценить образовательную среду в учреждениях-участниках проекта именно с позиций концепции устойчивого развития общества.

На конференции проекту «Зеленая школа» был дан старт. В феврале 2017 г. будет осуществляться прием заявок; в течение весенних месяцев школы  проведут самоаудит и примут участие в различных мероприятиях экологической тематики, подготовленных организаторами проекта; с июня по сентябрь 2017 г. экспертная группа будет оценивать результаты самоаудита образовательных организаций. Итоги проекта планируется подвести в октябре и тогда же презентовать Рейтинг московских зеленых школ-2017. По прогнозам организаторов, более 50% участников войдут в ТОП Зеленых школ Москвы.

[1] Данная формулировка понятия «устойчивое развитие» впервые была предложена в 1987 г. в докладе «Наше общее будущее» Международной комиссии по окружающей среде и развитию и сейчас широко применяется как базовая во многих странах.

Петр I

В.П. Худояров. Император Петр I за работой. 1860-е гг. Холст, масло.