1. История научно-технических направлений образования во Дворце

Развитие научно-технического творчества, проектной и исследовательской деятельности во Дворце имеет давнюю историю. В ходе первых пятилеток техническому обучению (образованию), мотивации молодежи к занятиям наукой и техникой, наряду с идеологическим воспитанием, уделялось первостепенное внимание. В создававшейся в 1930-х годах сети домов и дворцов пионеров предусматривались коллективы научно-технической направленности. В Московском городском Доме пионеров и октябрят, от которого ведет свою историю Дворец, расположенном тогда в переулке Стопани, научно-техническое направление было широко представлено[1]. Работали лаборатории: энергетическая, химическая, железнодорожная, водного транспорта, фото, связи, авиамодельная мастерская, кабинет юных изобретателей; лаборатория растениеводства, живой уголок и инкубатор, позже были открыты кружки юных строителей и архитекторов, автомотолаборатория, школа юных автомобилистов и др.  Воспитанники со своими достижениями участвовали в крупнейших городских и всесоюзных  мероприятиях – Всесоюзных соревнованиях авиамоделистов, Всесоюзной сельскохозяйственной выставке, «Неделе озеленения Москвы» и др.

В годы Великой отечественной войны ведущее внимание уделялось техническим кружкам и производственным мастерским – столярным, слесарным, электротехническим, швейным. Здесь ребята вносили свой посильный вклад – производили продукцию для фронта. В послевоенные годы техническое направление оставалось одним из приоритетных. Работали: радиозавод «Юный пионер», «Клуб юных мастеров», лаборатория «Умелые руки», кружки юных натуралистов; проводились массовые мероприятия, конкурсы, выставки – Дни открытых дверей, конкурс «Юные техники – Родине»

В новом комплексе Дворца на Ленинских горах, который торжественно открыл в 1962 году Н.С. Хрущев, для занятий научно-техническим творчеством были предусмотрены многочисленные лаборатории и мастерские. Рассказывая об этом периоде, Н.А. Александрова пишет[2]: «После открытия Московского городского Дворца пионеров и школьников в нём появились клубы юных космонавтов (1962), юных натуралистов — «Удивительное рядом», и  кинопутешественников (1963), аквариумистов (1964), зоологов — «Дельфин» (1965).

Значимым результатом научной деятельности детей стало создание во Дворце Юношеского научного общества (ЮНО) в ноябре 1963 г. В сентябре 1976 г. «Положение о Юношеском научном обществе (ЮНО)» было выпущено отдельной брошюрой. В «Положении» указывалось, что общество представляло «собой организацию, объединяющую кружковцев Дворца пионеров, как правило, учащихся 8-х, 9-х, 10-х классов, проявивших способности к научно-исследовательской работе». Там же была представлена структура общества, в которое входило три секции: общественных, естественных и технических наук, работавших по 22 направлениям».

С 1996 года во Дворце была разработана программа «Творческая одаренность», значимым направлением которой стала работа в области науки и техники. С 2000 года она была развита и преобразована в программу «Развитие одаренности», важнейшим направлением которой стало развитие исследовательской деятельности учащихся. Целью программы было определено «повышение доступности и качества образования с учетом индивидуальных особенностей, склонностей и способностей обучающихся на основе становления в городе системы образовательной работы с детьми, обнаруживающими признаки одаренности, в сфере дополнительного (внешкольного) образования средствами исследовательской и иной творческой учебной деятельности»[3]. За годы работы этой программы разнообразные конференции, работающие на базе подразделений Дворца, были объединены в рамках Междисциплинарного фестиваля исследовательских, проектных и творческих работ учащихся; реализована система преемственности в рамках фестиваля, когда победители ведущих конференций направлялись  на межрегиональные и международные конференции и выставки (например, на выставки EXPO SCIENCE в разные страны мира), создана сеть  конференций жанра «Исследовательская деятельность» фестиваля «Юные таланты Московии».

Важнейшими проектами программы явились – «Эксперимент в Космосе», летняя комплексная исследовательская экспедиция, Всероссийский конкурс юношеских исследовательских работ им. В.И. Вернадского и др. Развитие методологического аппарата позволяет сформулировать понятие о научно-практическом образовании и сформулировать основные положения новой программы развития научно-практического образования в городе.

Научно-практическое образование объединяет исследовательскую, проектную деятельность, научно-техническое творчество учащихся. Его основные задачи: развитие субъектной позиции учащихся (личностный результат); формирование научной картины мира, развитие навыка создания и осуществления проектов, освоение элементов научного метода познания, приобретение технических и технологических знаний и навыков, мотивация на профессиональное самоопределение в области науки и техники, развитие навыков рефлексии собственной деятельности.

Система научно-практического образования предполагает интеграцию образования с высокотехнологичными научными и производственными предприятиями на специальных площадках (лицеях, учреждениях дополнительного образования детей, технопарках при крупнейших научно-производственных объединениях и др.); непрерывность развития научно-технической культуры и мотивации учащихся от начальной школы до вуза.

  • Научно-практическое образование имеет следующие функции в отношении различных контингентов учащихся. Это предполагает различные цели ее реализации, методическую базу, результаты, методы их диагностики. Вместе с тем эти три подсистемы должны быть тесно связаны.
  • Становление элементов научно-технической культуры у всех учащихся. Это предполагает организацию массового научно-практического образования в общеобразовательных учреждениях с целью повышения внимания детей и молодежи к этой сфере, развития у учащихся начальных знаний, умений, навыков в области проектной, исследовательской деятельности и научно-технического творчества.
  • Выявление и развитие талантливых и одаренных в различных областях науки и техники учащихся. Такая работа требует современной материально-технической базы и квалифицированных педагогических кадров; расширения связей с учреждениями науки, высокотехнологичными производственными предприятиями; создания интегрированных образовательных комплексов, обеспечивающих эффективные траектории профессионального самоопределения таких учащихся на базе ведущих учреждений дополнительного образования детей, лицеев, гимназий.
  • Организация продуктивного свободного времени школьников и молодежи, что связано с необходимостью становления культуры проведения собственного свободного времени у населения средствами научно-практического образования. Это предполагает создание возможностей для занятий научно-техническим творчеством, исследованиями в коллективах учреждений дополнительного образования, по месту жительства и т. д.

Научно-практическое образование является важнейшим направлением современного образования и позволяет решить следующие задачи:

  • повышение мировоззренческой и технологической культуры детей и молодежи на основе деятельностного освоения знаний и достижений современной научно-технической цивилизации (в том числе для специальных контингентов учащихся – с ограниченными возможностями, детей мигрантов и др.);
  • повышение качества образования на основе развития мотивации учащихся к научно-техническому творчеству и создания условий для практической деятельности с использованием современной материально-технической базы под руководством специалистов, владеющих современными технологиями;
  • повышение доступности образования на основе реализации модели непрерывного образования, предполагающего поэтапное включение учащихся в освоение содержания научно-практического образования в различных формах и на разных уровнях (коллективы по месту жительства, летние лагеря, школы, дома творчества, коллективы при вузах, НИИ, предприятиях и др.); дистанционных интерактивных образовательных программ;
  • развитие конвергентного образования, предполагающего интеграцию знаний в разных областях науки и техники на основе реализации междисциплинарных проектов.

В рамках направления реализуются направления работы, предполагающие развертывание целостной системы, от разработки научно-методических оснований, до реализации практических форм образовательной деятельности с учащимися, реализации методик диагностики их эффективности, а именно:

  • разработка теоретического и методического обеспечения системы работы с учащимися (в том числе курсов по выбору в рамках Федерального базисного учебного плана и методик реализации исследовательских работ в рамках дисциплины «Индивидуальный проект» ФГОС для старшей школы);
  • организация коммуникационного пространства между субъектами реализации работы (в том числе в дистанционном режиме с использованием ИКТ);
  • выделение наиболее значимых проблем в развитии научно-практического образования и построение средств их решения на основе опыта работы и на базе лучших московских образовательных учреждений, работающих в этой области, с использованием регионального и международного опыта и широким привлечением менее успешных образовательных учреждений;
  • реализация городских, межрегиональных и федеральных технологических и предметных проектов (в том числе популяризационных, дистанционных и др.);
  • реализация предметных и технологических методобъединений городского и межрегионального уровня, стажировочных площадок, проектов на базе лучших учреждений;
  • развитие информационного обеспечения деятельности;
  • организацию конкурсов проектов и творческих работ учащихся;
  • использование новых финансово-экономических и организационно-управленческих механизмов, внедряемых в образовательной системе, для повышения эффективности и результативности научно-практического образования;
  • широкое использование всех возможностей московского социума и городской инфраструктуры (включая возможности вузов, научных центров, государственно-частного партнерства, потенциал семей и др.).
  1. Организация научно-практического образования в ГБПОУ «Воробьевы горы»

Дополнительное образование имеет «особые права» на проектную, исследовательскую деятельности и научно-техническое творчество учащихся. Как указывалось выше, ученические проекты и исследования обычно выполняются в рамках программ дополнительного образования. При этом в учреждении дополнительного образования возможно выстраивание наиболее целостной иерархической системы научно-практического образования, которая предполагает несколько уровней: от простейших мотивирующих форм до серьезных работ, выполняемых на базе научных организаций и представляемых на ученические конференции и конкурсы всероссийского и международного уровней. Она предполагает различные формы научно-практического образования, которые последовательно усложняются, требуют самоопределения по отношению к целям и задачам исследовательской деятельности, в конечном счете – к своему профессиональному будущему (или, возможно, увлечению – хобби). На каждом уровне происходит развитие субъектной позиции учащихся, от начального неосознанного интереса, к сознательному выбору траектории собственного развития и самостоятельному выбору средств и условий для этого.

Каждый уровень характеризуется и отличается от других следующими параметрами: используемые формы образовательной деятельности, функции в повышении образовательного уровня и развитии мотивации учащихся; применяемые методы освоения учебного материала и содержания дополнительного образования; участники образовательного процесса. Для пояснения уровней мы приведем примеры из практики работы Московского городского Дворца детского (юношеского) творчества.

  1. Массовые праздники с элементами интеллектуальной деятельности.

В настоящее время в разных городах и селах России популярны массовые праздники. В каждом более менее населенном пункте стал уже традиционным день города. Проводятся Рождество, Масленица, День знаний и др. Праздники организуются на уровне глав муниципальных образований, на них тратятся значительные деньги, они зрелищны и привлекательны. Наиболее заинтересованными посетителями этих праздников, как правило, становятся дети.

В рамках мероприятий модно использовать элементы традиционной праздничной культуры, нередко к участию в них привлекаются коллективы организаций дополнительного образования детей, как правило, с песнями и танцами. После таких представлений сверстники и друзья участников коллективов тоже приходят на запись. Но эта форма перспективна и для развития начальной мотивации учащихся к интеллектуальной деятельности и научно-техническому творчеству.

В качестве примера можно привести игровой уголок «Техноград», в течение многих лет организуемый коллективом Дома научно-технического творчества молодежи (ДНТТМ) на традиционной открытой площадке на Дне города и Дне защиты детей в Московском городском Дворце детского (юношеского) творчества. Многие ребята становятся увлеченными участниками исследовательских проектов ДНТТМ именно после знакомства с уголками «Технограда».

Формы образовательной деятельности – участие в работе тематических интерактивных стендов и макетов по разным направлениям науки и техники, мотивирующие конкурсы;

Методы диагностики – фиксация правильного или неправильного ответа на вопросы викторины, правильно или неправильно выполненного действия, награждение сувенирами;

Функции – развитие начальной мотивации к занятиям исследовательской деятельностью или научно-техническим творчеством в области естественных и гуманитарных наук;

Методы освоения материала – включение посетителей в элементарные циклы деятельности в составе предлагаемых конкурсов;

Участники образовательного процесса – учащиеся, педагоги, родители.

  1. Интеллектуальные праздники и проекты, реализуемые на базе организаций дополнительного образования, для учащихся московских школ

Участие происходит, в основном, в командной форме. На мероприятия приглашаются мотивированные школьники вместе с педагогом, предварительно сообщаются тематика и основные правила участия в мероприятии. В рамках последнего учащиеся выполняют и представляют групповой исследовательский или творческий проект, задания по которому получают, как правило, прямо перед началом. При этой работе ребята на практике осваивают элементы методологии проектирования, исследования, творческого поиска. Такие проекты служат отличным способом мотивации и творческой инициации в области интеллектуальной деятельности.

В качестве примера можно привести  следующие праздники и соревнования, организуемые в ДНТТМ:

  • проектно-исследовательская игра;
  • приключенческий геокешинг;
  • интеллектуальный астрономический праздник;
  • экологический турнир[4];
  • конкурс по мобилографии;
  • интеллектуально-герменевтический тренинг.

Существуют также и другие типы интеллектуальных праздников.

В рамках первых двух компонентов происходит выявление склонности и развитие мотивации к проектно-исследовательской деятельности в рамках разных направленностей дополнительного образования.

Формы образовательной деятельности – групповой мини-проект, включающий коллективно-распределенные формы деятельности и предполагающий достижение конечного результата в течение нескольких часов, в течение которых проводится мероприятие;

Методы диагностики – защита коллективного проекта перед участниками мероприятия с взаимной экспертизой и экспертизой специалиста;

Функции – приобретение элементарных представлений о норме проектирования или исследования как типов деятельности, освоение элементарных циклов проектирования и исследования;

Методы освоения материала – передача элементарных сведений по тематике мероприятия, включение в проектную деятельность;

Участники образовательного процесса – учащиеся, педагоги, игротехники.

  1. Занятия учебных групп дополнительного образования с элементами исследовательской и проектной деятельности

Здесь приведено содержание компонента «занятия учебных групп» в узком, минимальном объеме. На практике в программу работы учебных групп включаются большинство остальных компонентов.

В процессе занятий учебных групп происходит освоение основных знаний о предмете деятельности и развитие техник работы с реальными объектами.

В рамках программ дополнительного образования широко применяются такие формы организации учебной деятельности как теоретические и семинарские занятия, практикумы, экскурсии, а также выезды и экспедиции в каникулярное время.

Формы образовательной деятельности – классно-урочная аудиторная форма, групповые тематические занятия;

Методы диагностики – контрольный тест, зачет, экзамен;

Функции – освоение основного содержания образовательной программы дополнительного образования, мотивация к дальнейшей творческой работе  в избранном направлении;

Методы освоения материала – трансляция материала образовательной программы, организация индивидуализированных форм работы;

Участники образовательного процесса – учащиеся, педагоги.

  1. Экскурсионные и экспедиционные выезды, реализующие программы научно-практического образования

Подобные выезды, как правило, включаются в программы дополнительного образования, но, по сути, являются самостоятельной формой образовательной работы, которые имеют самостоятельный смысл, функции, критерии оценки результативности. Они характерны, прежде всего, тем, что в них собирается экспериментальный материал для проведения собственных исследований. Объект исследований всегда реальный, а не подготовленный в лабораторных условиях специально для определенной цели. Такие объекты предполагают возможность влияния на объект исследования самых разных факторов, неизвестных также и руководителю, что требует постоянной аналитической работы и развивает личностный контакт учащихся и руководителя.

Работа осуществляется по специальным программам экспедиционных выездов, которые включены в учебный план учреждения и интегрированы в образовательные программы дополнительного образования по направленностям.

Формы образовательной деятельности – работа автономной группы учащихся по образовательной программе выезда, посещение профессиональных учреждений и организаций, реальных объектов природы;

Методы диагностики – сообщение учащегося о характере и объеме собранного материала, основных результатах работы в поездке;

Функции – расширение границ образовательного процесса, включение в него реальных объектов природы, культуры, социума, профессиональной деятельности;

Методы освоения материала – практическая ознакомительная,  поисковая, проектная, исследовательская деятельность на реальных объектах;

Участники образовательного процесса – учащиеся, педагоги, ученые, специалисты профильных учреждений.

  1. Индивидуальная работа с учащимися по выполнению исследовательских и проектных работ разного уровня

Формы образовательной деятельности – групповые индивидуальные занятия, консультации, совместное с педагогом проектирование и планирование работ;

Методы диагностики – внутренняя совместная с педагогом экспертиза хода и результатов выполнения работы;

Функции – освоение нормы полного цикла исследовательской или проектной деятельности, самоопределение по отношению к проектированию и исследованию, становление исследовательских способностей, самоопределение по отношению к будущей профессиональной деятельности;

Методы освоения материала – погружение в творческий исследовательский проект;

Участники образовательного процесса – учителя, педагоги, научные руководители, родители.

  1. Конференции и конкурсы.

Формы образовательной деятельности – представление законченной исследовательской работы или проекта, участие в культурно-образовательной программе мероприятия;

Методы диагностики – внешняя экспертиза качества выполненной работы;

Функции – освоение нормы презентации творческой работы; включение в профессиональное сообщество в области выполненной работы, профессиональное самоопределение;

Методы освоения материала – включение в профессиональную тематическую дискуссию;

Участники образовательного процесса – учащиеся, педагоги, эксперты-специалисты в профильных областях науки и техники.

Выполнение индивидуальных работ и их презентация на конференциях и конкурсах ведется в рамках индивидуально-групповых занятий и, в свою очередь, имеет несколько уровней:

  • выполнение зачетной исследовательской, реферативной с элементами исследования или проектной работы, которая при реализации образовательной программы является обязательной для каждого учащегося. Такая работа защищается, как правило, в рамках семинара учебной группы и требует минимального консультирования со стороны педагога. Основная функция – приобретение навыка (при консультационной поддержке педагога) выстраивания структуры работы, овладение методикой сбора экспериментального материала; представления работы в соответствии с требованиями;
  • к участию во внешних конференциях требуется более серьезная подготовка, прежде всего, со стороны педагога, поскольку такое представление предполагает оценку внешними экспертами качества руководства исследовательскими работами в его учебной группе. При этом педагог должен выявить и смотивировать школьника на высказывание самостоятельной точки зрения относительно выстраивания им хода выполнения работы и подготовить к ответу на неожиданные вопросы, которые ставят ребенка на позицию самостоятельного исследователя;
  • при подготовке ребят, способных претендовать на призовые места на конференциях достаточно высокого уровня, требуется самостоятельность и оригинальность мышления, самостоятельное выдвижения гипотез, наличие собственных идей относительно изменения хода или методик эксперимента непосредственно в ходе его осуществления;
  • и, наконец, осознанное решение продолжить образование в высшем учебном заведении избранного профиля; готовность приложить для этого соответствующие усилия, изменить свою жизнь, привычки, определяет состоявшееся самоопределение учащегося в поле профессиональных возможностей.

Мы видим, что с повышением уровня усложняются формы организации образовательного процесса, вовлекаются новые культурные содержания (посещение профильных учреждений, реальных объектов исследования) и его носители – ученые, специалисты, эксперты.

В процессе реализации научно-практического образования на каждом уровне происходит поэтапное погружение учащихся в соответствующую проблематику, в процессе которого происходит (в соответствии со склонностями и способностями) повышение мотивации учащихся к изучению предмета, освоение материала, выход на индивидуальные проекты, решающие поставленные проблемы. На каждом уровне освоения (от начальной мотивации до проектирования собственной образовательной траектории) реализуются свои специфические формы участия, в которых учащиеся контактируют со специалистами (от педагога дополнительного образования до научного сообщества) при решении проблем соответствующего уровня, таким образом, включаясь во все более сложные образовательные и профессиональные общности, осваивая новые типы коммуникации.

На первом (мотивирующем) уровне главная задача – выявить детей, имеющих природную склонность к исследовательской либо проектной деятельности, проявить мотивацию ребенка и объективировать (для него самого и его родителей) желание заниматься этим направлением. На этом уровне предлагаются красочные интерактивные стенды, задания, макеты, имеющие при этом выраженное физическое, техническое и другое содержание, иллюстрирующее конкретные основополагающие принципы науки или техники. При стенде необходим педагог-комментатор или аниматор, помогающий ребенку выполнить мини-задание и зафиксировать его результат. Одновременно ребенку должна быть предложена возможность систематических занятий в данной области в режиме дополнительного образования. Мотивирующий уровень соответствует массовым праздникам и проектам компонентов образовательной среды.

На втором уровне учащийся осваивает предмет по программе дополнительного образования. Главная задача – сформировать устойчивый интерес к предмету, навык систематической работы и желание постоянно совершенствоваться. Образовательная программа должна строиться по принципу «следуем за первооткрывателем», — когда теоретический материал дается не в повествовательном режиме, а «открывается» совместно ребенком и педагогом так, если бы они находились на месте ученого-первооткрывателя. В рамках курса определяются возможные темы будущих индивидуальных исследований. В рамках этого уровня ребенок контактирует со своим педагогом, который должен владеть исследовательским подходом, уметь формулировать разные версии объяснения одного и того же явления, вести мотивирующую дискуссию. Главный результат – желание ребенка выполнить индивидуальную исследовательскую работу.

На третьем уровне  учащийся приступает к выполнению индивидуальной работы. Главная задача – сформировать навык самостоятельного выполнения исследовательской работы, проектирования ее плана от постановки цели до представления результатов. Здесь возникает позиция научного руководителя, которым может стать как руководитель учебной группы, так и внешний специалист, с которым руководитель группы работает в контакте. Научное руководство предполагает новый формат работы – это предметное личностное общение руководителя и учащегося в области разрабатываемой темы; обсуждение, дискуссии, рефлексия. Через этот формат общения учащийся уясняет смысл и характер исследовательской деятельности.

Четвертый уровень предполагает резкое расширение круга общения учащегося, когда он представляет результаты своей работы на конференциях и конкурсах. Здесь он впервые сталкивается с научным сообществом избранной им области, когда это уже не разговор с одним человеком (научным руководителем или руководителем группы), а дискуссия с участием незнакомых людей, которые обсуждают не личные качества или усидчивость ученика, а реальную значимость представленных им результатов работы, их соответствие нормам научной деятельности. Здесь учащийся впервые решает для себя вопрос о том, реально ли он готов в будущей профессиональной деятельности поддерживать подобный характер деятельности и взаимоотношений.

И, наконец, пятый уровень предполагает поэтапное включение учащегося в регулярную деятельность лаборатории университета или научно-исследовательского института, выполнение конкретной практической работы, участие в семинарах. Это позволяет уже в школьном возрасте выстроить перспективу собственной профессиональной траектории в сфере науки.

При поступательном движении от основания к вершине пирамиды происходит социализация учащихся в соответствующем профессиональном сообществе, расширение их профессиональных и социальных горизонтов, количества контактов с разными участниками как внутри сообщества, так и вне его.

  1. Уровни реализации научно-практического образования в ГБПОУ «Воробьевы горы».

Работа не ограничивается стенами комплекса, а предполагает, помимо организации различных форм образовательной деятельности внутри ГБПОУ «Воробьевы горы», организацию различных мероприятий и привлечение учащихся к работе на городском, федеральном и международном уровнях.

Основополагающим элементом системы является  работа учебных групп, реализующих образовательные программы с элементами исследовательской деятельности и научно-технического творчества в рамках 6 направленностей. Организация методического сопровождения этих групп определяет развитие содержания их деятельности; разнообразие форм образовательной работы, перспективы участия в городских, всероссийских и международных мероприятиях повышает мотивацию учащихся.

Важным  элементом системы являются тематические научно-практические конференции, конкурсы и интеллектуальные соревнования, которые организуются профильными структурными подразделениями. На них учащиеся комплекса представляют свои исследовательские и проектные работы; участие в них является формой промежуточной и итоговой аттестации учащихся. Принять участие в этих мероприятиях может любой школьник из Москвы и других регионов России, что определяет их открытость и творческий характер.

Среди форм работы необходимо отметить исследовательские экспедиции, которые организуется ежегодно в различных регионах России в содружестве с заповедниками и национальными парками, научными учреждениями, полевыми научными наблюдательными базами. Учебно-исследовательская экспедиция школьников – выездное учебно-оздоровительное мероприятие, организуемое образовательными учреждениями общего или дополнительного образования, включенное в годовую образовательную программу дополнительного образования детей и направленное на развитие у учащихся навыков полевых исследований и получение собственных экспериментальных или опросных данных, на основе которых в дальнейшем выполняется индивидуальная исследовательская работа. Предполагает комплексное решение задач оздоровления, обучения, воспитания и развития в каникулярное время.

На следующих трех уровнях работа строится в двух главных аспектах: участия во внешних мероприятиях с целью презентации деятельности и ее результатов, получения учащимися и педагогами сертификатов, дипломов и соответствующей оценки различными структурами (органами управления образования, научными учреждениями, общественными организациями); проведения собственных мероприятий (конференции, конкурсы, семинары и др.), имеющих городской, всероссийский или международный статус и задающих нормы организации работы в рассматриваемой сфере в образовательной системе в целом.

На уровне Москвы это – ежегодное участие в Московском городском конкурсе проектных и исследовательских работ школьников.

ГБПОУ «Воробьевы горы»  координирует работу инновационной сети по деятельностному содержанию образования по теме «Развитие программы научно-практического образования в образовательной системе города Москвы». В сеть входит более 20 школ и учреждений дополнительного образования; в них созданы около 150 инновационных образовательных программ и разработок.

На федеральном уровне центральным мероприятием является организуемый в течение 18 лет Всероссийский конкурс юношеских исследовательских работ им. В.И. Вернадского. Среди учредителей конкурса – Российская академия наук, Министерство образования и науки РФ, Неправительственный экологический фонд им. В.И. Вернадского, Департамент образования города Москвы. Непосредственными организаторами являются ГБПОУ «Воробьевы горы» и Лицей № 1553 «Лицей на Донской». Чтения являются одной из крупнейших в России многопрофильных конференций исследовательских работ школьников. Ежегодно на них поступает до 2000 исследовательских работ школьников более чем из 350 населенных пунктов 70 регионов России. Отличительной особенностью чтений является организация профессионального рецензирования всех работ на заочном этапе, что позволяет рассматривать их как форму дистанционного образования. Коллегия экспертов насчитывает более 200 кандидатов и докторов наук из  МГУ им. М.В. Ломоносова, профильных вузов и научных учреждений РАН. Многие лауреаты чтений прошлых лет успешно учатся и работают на различных факультетах МГУ им. М.В. Ломоносова.

В 2007 году по инициативе сотрудников Дворца и Лицея была создана некоммерческая организация, объединившая общественность, заинтересованную в развитии научно-практического образования – Общероссийское общественное Движение творческих педагогов «Исследователь»[5].  В задачи организации входит: поддержка  региональных исследовательских конференций учащихся; организация повышения квалификации и переподготовки руководителей исследовательских работ; информационно-методическое обеспечение; развитие региональных сетевых проектов. В настоящее время региональные отделения Движения работают в 55 регионах России; проводятся около 200 тематических мероприятий, в которых участвуют более 50000 учащихся и педагогов.

На международном уровне реализуется программа сотрудничества с Международным движением содействия научно-техническому творчеству молодежи MILSET, национальными организациями, поддерживающими научно-техническое творчество в различных странах мира[6]. ГБПОУ «Воробьевы горы»  является официальным партнером MILSET и участвует в  проводимых этой организацией и многочисленными национальными общественными организациями, членами MILSET, мероприятиях в разных странах. В рамках проводимых выставок EXPO SCIENCE осуществляется развитие мотивации учащихся к научно-техническому творчеству; создание условий для личного знакомства и складывания долговременных контактов между молодежью из разных стран. Ежегодно в выставках принимает участие несколько десятков лучших учащихся комплекса и других образовательных учреждений города  – победителей конференций и конкурсов различного уровня. За последние годы ребята посетили выставки в таких странах, как Бельгия, Испания, Чехия, Италия, Кувейт, Бразилия, Перу, Тунис и других.

Важнейшим «домашним» мероприятием является Международная исследовательская школа (IRS). Цель школы – выполнение старшеклассниками из разных стран мира и регионов России коллективных исследовательских экспресс-проектов по физике, биологии, химии, астрономии, экологии, психологии, лингвистики, истории в интернациональных группах. Сценарии проектов разрабатываются молодыми учеными из России и других стран в области актуальных научных проблем, с использованием современных исследовательских методов. Состав делегаций формируется организациями, входящими в MILSET, а также региональными отделениями ООД «Исследователь».

Главная особенность МИШ – многопрофильность; программа школы предполагает работу в области физики и биологии, психологии, акустики и других. В каждой группе складывается многонациональный коллектив единомышленников, сплоченный решением общей задачи. Результаты выполнения проектов докладываются и обсуждаются на итоговой конференции, в присутствии экспертов из московских университетов и научно-исследовательских институтов. Кроме научных занятий программа предусматривает знакомство ребят с культурой и обычаями разных стран, спортивные соревнования, игры и тренинги, экскурсии. За прошедшие годы в школах приняли участие ребята и молодые ученые из России, Мексики, Турции, Швеции, Португалии, Греции, Бельгии, Италии, Франции, Чехии, Ирана.

  1. Параметры оценки результативности работы по направлению научно-практического образования.

Предполагается достижение следующих главных результатов:

  • Разработка и реализация стандарта качества образования в области научно-технических дисциплин.
  • Устойчивое повышение численности контингента талантливых учащихся, желающих получить высшее образование в области естественнонаучных и технических специальностей.
  • Повышение технологической грамотности московской молодежи.
  • Повышение количества учителей и педагогов, владеющих методиками организации проектно-исследовательской деятельности учащихся.
  • Повышение количества инфраструктурных образовательных программ и проектов, интегрирующих ресурсы общеобразовательных учреждений, вузов, научных учреждений, общественных организаций и др.
  • Повышение обеспеченности общего образования современными средствами информационно-коммуникационных технологий.
  • Вовлечение в систему научно-практического образования профессиональных общественных организаций, с целью повышения роли общественно-государственной координации программ и мероприятий в области научно-практического образования.
  • Разработка механизмов эффективного финансирования образовательных программ в области научно-практического образования.

 

[1] Ефимова Е.А., Мягкова В.С. От Дома пионеров на Стопани – к Дворцу на Ленинских горах. — М., 2009.
[2] Александрова Н.А. Из истории взаимодействия МГДД(Ю)Т с наукой. — Исследовательская работа школьников, 2004, № 4.
[3] Открытая целевая комплексная программа «Развитие одаренности». — М.: МГДД(Ю)Т, 2003.
[4] Цветков А.В. Опыт организации и проведения интеллектуального экологического турнира. — М.: ДНТТМ МГДД(Ю)Т, 2009.
[5] Леонтович А.В. Общероссийское общественное движение творческих педагогов «Исследователь» — средство развития межрегиональной системы исследовательской деятельности учащихся // Сборник материалов Всероссийской научно-практической конференции «Роль и место учреждений дополнительного образования детей в социально-экономическом развитии регионов», посвященной 90-летию государственной системы дополнительного (внешкольного) образования детей России и 100-летию Ярославского государственного педагогического университета им. К.Д. Ушинского. // Ярославль. 2008. с. 187-190.
[6] Леонтович А.В., Сальникова К.С., Конрад И.С. Исследовательская деятельность школьников: международные проекты // Народное образование, 2010 г., № 3, с. 253-259.