Сизова  О.А.

Содержание

  1. этапы восприятия информации;
  2. влияние незнакомых слов на восприятие информации;
  3. влияние на восприятие информации ведущего анализатора обучающихся (зрительного, слухового, кинестетического);
  4. причины искажения информации в процессе реализации программы внеурочной деятельности:
    • влияние на процесс восприятия информации при педагогическом общении сильных эмоций;
    • влияние на процесс восприятия при педагогическом общении убеждений, ожиданий, воображения;
  5. влияние на объем восприятия информации методов подачи, форм обучения (лекция, чтение, использование аудиовизуальных средств, наглядных пособий, обсуждение в группах, обучение практикой действия, выступление в роли обучающего);
  6. скорость забывания информации.

 

В настоящее время в связи с переходом на новые стандарты второго поколения происходит совершенствование внеурочной деятельности. В государственной программе Российской Федерации «Развитие образования» на 2013-2020 годы отмечается, что «важным фактором, неблагоприятно влияющим на качество образования, распространения современных технологий и методов преподавания, является состояние кадрового потенциала на всех его уровнях». Отсюда вытекает необходимость повышения психолого-педагогической компетентности педагогов.

Федеральный государственный образовательный стандарт основного общего образования ставит задачу создания психолого-педагогических условий реализации основной образовательной программы основного общего образования, а также условий для обеспечения обучения, воспитания, социально-педагогической поддержки, развития высоконравственного, ответственного, творческого, инициативного гражданина России (раздел IV, п. 25 ФГОС ООО). Одним из способов реализации воспитательной составляющей ФГОС является интеграция общего и дополнительного образования через организацию внеурочной деятельности. Внеурочная деятельность направлена на достижение планируемых результатов освоения основной образовательной программы, в первую очередь – достижение личностных и метапредметных результатов, формирование учебной мотивации.

Внеурочная деятельность позволяет решить целый ряд очень важных задач:

  • обеспечить благоприятную адаптацию ребенка в школе;
  • оптимизировать учебную нагрузку обучающихся;
  • улучшить условия для развития ребенка;
  • учесть возрастные и индивидуальные особенности обучающихся и др.

Система внеурочной деятельности представляет собой сферу, в условиях которой можно, с одной стороны, эффективно развивать и формировать познавательные потребности и способности каждого обучающегося, с другой – ставить и решать задачи их духовно-нравственного развития, формировать гражданскую ответственность, развивать инициативность, самостоятельность личности учеников, а также создавать благоприятный климат в группе.

 

Психолого-педагогические условия (методы, приемы) эффективного восприятия информации в процессе педагогического общения при разработке и реализации программы внеурочной деятельности

В процессе разработки и реализации программы внеурочной деятельности педагог должен включить методы и приемы эффективного восприятия информации обучающимися. Для того, чтобы повысить эффективность педагогического общения в процессе развития, обучения и воспитания учащихся важно учесть ряд психолого-педагогических факторов, связанных с особенностями восприятия. Этот вопрос заслуживает особого внимания в связи с тем, что большая часть информации при ее передаче теряется именно на этапе ее восприятия – важнейшей части коммуникативного процесса. На что бы ни была направлена коммуникация педагога и ученика – обучение или воспитание – важно, чтобы информация была адекватно воспринята. В связи с этим рассмотрим методы и приемы, которые помогут педагогу повысить эффективность восприятия учениками информации в процессе реализации программы внеурочной деятельности.

Для этого рассмотрим, как педагогу учесть в процессе педагогического общения:

  1. этапы восприятия информации;
  2. влияние незнакомых слов на восприятие информации;
  3. влияние на восприятие информации ведущего анализатора обучающихся (зрительного, слухового, кинестетического);
  4. причины искажения информации в процессе реализации программы внеурочной деятельности:
    • влияние на процесс восприятия информации при педагогическом общении сильных эмоций;
    • влияние на процесс восприятия при педагогическом общении убеждений, ожиданий, воображения;
  5. влияние на объем восприятия информации методов подачи, форм обучения (лекция, чтение, использование аудиовизуальных средств, наглядных пособий, обсуждение в группах, обучение практикой действия, выступление в роли обучающего);
  6. скорость забывания информации.

 

  1. Этапы процесса восприятия информации

       Восприятие – это сложный процесс приема и преобразования информации, обеспечивающий отражение объективной реальности и ориентировку в окружающем мире. В итоге образы, представления, которые формируются – результат синтеза, обработки информации.

Процесс восприятия новой информации проходит следующие этапы:

  • первичное выделение комплекса стимулов из потока информации, выборочное внимание, «захват» информации;
  • узнавание на основе ассоциации сенсорных стереотипов, хранящихся в памяти (кодирование, упрощение информации) – интерпретация, категоризация;
  • оценка значимости информации;
  • преобразование и синтез информации – формирование образа, представлений; осмысление информации, понимание;
  • сохранение информации.

Важно отметить, что первые три этапа происходят на уровне бессознательной фазы восприятия и служат своеобразными фильтрами восприятия. Чтобы мозг начал обрабатывать информацию, особенно новую, он должен на втором этапе связать ее с ассоциациями прошлого опыта, памяти (определенными нейронными сетями). Если понятия, слова нет в памяти и нет никаких ассоциаций, которые помогли бы распознать его, оно «провалится», «уйдет» потому что ему не за что будет «зацепиться».

Процесс мышления, абстрактные понятия, идеи формируются на основе аналогий опыта, полученного от органов чувств. Внутренние представления формируются на основе внешних, внутренний мир – на основе внешнего. К примеру, сначала формируется внешняя речь, потом – внутренняя; сначала формируются внешние пространственные представления, потом – внутренние. Последние лежат в основе не только чтения, письма и счета, но также самого процесса мышления.

Третий этап, оценки значимости, «веса» информации происходит на уровне эмоциональном. Именно эмоции, исходя из ценностей, приоритетов, убеждений, опыта, ожиданий человека определяют, на что стоит обращать внимание, а на что – нет. Даже если в определенный момент времени включено сознательное внимание, этот процесс будет фильтровать воспринимаемую информацию на уровне бессознательного первичного восприятия. Эмоции играют большую роль и при фиксации, и при запоминании информации.

Эмоции (лат. emovere – возбуждать, волновать) – состояния, связанные с оценкой значимости для индивида действующих на него факторов. Выражаются, прежде всего, в форме непосредственных переживаний удовлетворения или неудовлетворения его актуальных потребностей. Являются одним из главных регуляторов деятельности.

На этапе ассоциативного связывания информации и оценки ее значимости, мозг отсеивает огромное количество «ненужной» информации с тем, чтобы предотвратить реакцию нервной системы на несущественные раздражители.

Важно отметить роль уровня общей осведомленности и опыта (той информации, которая уже хранится в памяти). Чем меньше человек знает, то есть, чем меньше список образов и понятий, с которыми мозг может сверяться и простраивать ассоциативные связи, тем меньше он может воспринять. Таким образом, расширяя систему представлений о мире, мы расширяем и способность восприятия новой информации. Уже древние философы Востока и Запада утверждали, что наши страдания и основное зло от неведения. Об этом говорили Платон, Сократ, неоплатоники и другие античные философы. Эта идея звучит как основная в буддизме, где в качестве одного из способов преодоления этого предлагается развивать осознанное внимание, которое может помочь преодолеть границы предшествующего опыта, сужающего наше восприятие.

Если нет установки на восприятие, информация может восприниматься частично, либо совсем не восприниматься. Если новая информация входит в противоречие с мировоззрением, картиной мира человека, то эта информация также может не восприниматься. Наши убеждения и ожидания порой не позволяют видеть реальность. И мы видим не то, что есть, а то, что ожидаем увидеть, что представляем и игнорируем реальность.

Дело в том, что за создание системы убеждений во многом отвечает левое полушарие. Новый опыт сравнивается с нашими убеждениями, и если не вписывается в них, то просто отвергается. Правое полушарие, напротив, постоянно заставляет пересматривать наши представления. Но если наши убеждения слишком сильны, правое полушарие может не преодолеть нашего отказа. В саму природу нашего левого полушария заложено отрицание идей, которые не вписываются в наши взгляды. И если мы слишком эмоционально привязаны к нашим убеждениям, если левое полушарие у нас ведущее, то правое полушарие может не преодолеть запрета.

Есть еще один фактор, влияющий на этот процесс. Дело в том, что нейропсихологи установили, что если чье-то мнение, суждение отличается от нашего, в мозг поступают те же вещества, что и в опасных ситуациях. В этом состоянии более примитивная часть мозга вмешивается в рациональное мышление и лимбическая система (отвечающая, в том числе, за эмоции) может блокировать нашу рабочую память, физически вызывая ограниченность мышления*. Какой бы ценной ни была идея, в таком состоянии мозг не способен ее обработать. На нейронном уровне он воспринимает ее как угрозу, даже если это безобидное мнение или факты. Кроме того, очень эмоциональные люди могут не воспринимать информацию, вызывающую негативные эмоции, или верить в утверждения, вызывающие приятные эмоции, даже если факты свидетельствуют об обратном.

 

  • Как педагог должен учесть этапы восприятия информации в процессе педагогического общения при разработке и реализации программы внеурочной деятельности:
  • Опираться на то, что ребенок знает, его опыт. Важно связать то, что говорим, объясняем, особенно новый материал с понятными ассоциациями, аналогиями, примерами. В противном случае материал «провалится», не «зацепится». Например, бесполезно рассказывать о вкусе манго, если человек никогда его не ел или говорить о сострадании, если он никогда не испытывал это чувство. Если мы хотим не просто проговорить текст, который не будет наполнен смыслом для собеседника, а чтобы нас поняли, важно заботиться, о том, чтобы опираться на опыт человека и раскрывать новые понятия через понятные ассоциации;
  • Важно, чтобы то, о чем мы говорим, вызвало эмоции (удивления, интереса, сомнения). Также помогает восприятию новой информации юмор и проблемная подача материала. Но важно учитывать, что слишком сильные эмоции (как положительные, так и отрицательные) могут, наоборот, блокировать понимание смысла и процесса мышления как такового.
  • Важно, чтобы новая информация воспринималась как ценная, нужная, практичная.

Итак, три вещи важны: опыт (ассоциации), эмоции, значимость информации.

 

  1. Влияние незнакомых слов на процесс восприятия

 

  • Незнакомое слово может блокировать восприятие информации на несколько секунд.

Почему? Мозг пытается найти в активном словаре слова-понятия, которые произносятся. При этом важно помнить, что ученик не поймет не только того предложения, в котором есть это слово, что очевидно, но все, что будет говориться во время поисковой активности мозга, восприниматься не будет. А мы в зависимости от нашего темперамента, а, следовательно, скорости речи, можем произнести за это время два-три предложения.

Необходимо учитывать, что даже если вы дали определение нового понятия во время занятия, до тех пор, пока слово не появится в активном словаре, это слово по-прежнему будет блокировать восприятие информации. Ученые установили, что для того, чтобы слово перешло в активный словарь, его надо повторить 500-800 раз.

 

  • Как педагог должен это учесть в процессе педагогического общения, особенно – при объяснении нового материала:
  • говорить медленно, с паузами (если мы хотим, чтобы нас услышали);
  • дав определение понятия, в процессе объяснения нового материала пытаться заменить слово более простым аналогом, если это возможно;
  • побуждать детей задавать вопросы по поводу слов, смысла которых они не знают (у некоторых детей очень низкий уровень общей осведомленности, есть много слов, смысл которых они не понимают);
  • объяснять новые понятия и непонятные для детей слова так, чтобы ставить их в неудобное, дискомфортное положение, чтобы им завтра захотелось задать вам вопрос, если они не понимают смысла какого-то слова.
  • включить в этот процесс родителей.

Учет вышесказанного может существенно повысить, с одной стороны, эффективность восприятия и понимания информации учениками, а с другой – снизятся психологические затраты педагога в процессе педагогического общения с ними. Каждый педагог сталкивался с тем, что приходится вновь и вновь повторять то, что вы только что произнесли. Обычно педагоги склонны объяснять это плохим вниманием учеников, отсутствием интереса к тому, что мы говорим, что вызывает непроизвольно у педагога негативные эмоции. Да, это причина возможна. Но порой это бывает связано как раз с высоким уровнем внимания и интереса к тому, что мы объясняем. Просто незнакомые слова блокируют восприятие информации, и ученик не «слышит» ее. Его вопрос в данном случае свидетельствует не о невнимании к словам педагога, а напротив, об их важности. Именно поэтому он и задает вопросы, понимая при этом, что возможно педагог сделает ему замечание по поводу его «невнимательности».

 

  1. Влияние на процесс восприятия при педагогическом общении ведущего анализатора обучающегося (зрительного, слухового, кинестетического)

Восприятие есть процесс приема и переработки человеком различной информации, поступающей в мозг через органы чувств. Знания об окружающем мире мы получаем, используя три основных канала восприятия: визуальный, аудиальный, кинестетический. Человек использует разные каналы восприятия, но один из них может быть ведущим. Именно через ведущий канал поступает основной поток информации. Если мы это учитываем, то тем самым оптимизируем процесс коммуникации, что позволяет создать условия для реализации познавательной активности ученика в соответствии с его индивидуальными особенностями. Если же процесс педагогического общения строится без учета ведущего канала восприятия, то большая часть информации не будет воспринята. При обучении, воспитании необходимо учитывать особенности восприятия, переработки информации и общаться с ребенком на «его языке».

Определить ведущую систему восприятия человека можно по поведенческим индикаторам.

Визуал:

  1. Организованный, дисциплинированный, спокойный, осмотрительный в поступках.
  2. Наблюдателен, на шум почти не отвлекается.
  3. Хороший рассказчик, говорит быстро, использует визуальные показатели. Смотрит вверх, когда объясняет материал, будто видит то, что говорит.
  4. Чтение: как правило, скор, успешен. Голос высокий, подбородок вверх.
  5. Запоминает картинками. Помнит то, что видел. При объяснении необходимо иметь картинку в целом, но детализированную. Словесные картинки запоминает с трудом.
  6. Предпочитает читать сам, чем слушать других.
  7. При обучении необходим общий взгляд, цель, видение деталей. С трудом запоминает словесные инструкции. Читает сам и выделяет то, что важно для него.
  8. Может получать доступ сразу к нескольким частям информации.
  9. Записи самые образцовые. Каждая часть пронумерована и отделена.
  10. Развито воображение, живая фантазия. Может видеть возможности, детали. Это наилучшая модальность для долговременного планирования.
  11. В одежде подобраны цвет и ткань, важен внешний вид, опрятный, аккуратный. Придает большое значение внешнему виду рабочего места, своей комнаты и пр.

 

Аудиал:

  1. Часто разговаривает сам с собой. Любит дискуссии, склонен внезапно отклониться от темы. Рассказывает всю последовательность событий.
  2. На занятиях легко отвлекается. Часто садится в углу или в конце класса, когда ему предстоит серьезная работа, так как отвлекается даже на шепот в другом конце.
  3. При чтении часто шевелит губами, проговаривая слова. Использует фонетический подход.
  4. Говорит лучше, чем пишет. Предпочитает рассказывать, чем писать. Говорит ритмически.
  5. Легко владеет языком. Четкий тон, темп, интонация.
  6. Лучше запоминает, слушая, легко повторяет услышанное. Запоминает блоками, последовательно (недостаток).
  7. Креативен в письменных работах, но грамматика, слог, пунктуация страдают.
  8. Любит музыку, хороший слух.
  9. Может имитировать различные голоса, слышанные ранее. Способен повторить слово в слово все, что рассказывали (даже если он вроде бы не слушал).

 

Кинестетик:

  1. Плохо видит и слышит. Помнит общее впечатление от происходящего.
  2. Обилие движений, богатые физические реакции. Не организован.
  3. Говорит медленно. Предикаты: трогать, чувствовать, мягкий, теплый и пр.
  4. Обучается, действуя, любит практические работы. Использует несколько рабочих мест, множество материалов, предметов.
  5. Запоминает, используя сенсомоторный метод. Проще показать, чем рассказать. Лаконичен. Плохо запоминает детали.
  6. При чтении водит пальцами по строчке. Предпочитает читать вслух, так как озвученное слово легче воспринимается. Голос низкий, подбородок вниз.
  7. Склонен отражать образы в действии, проходя мысленно сквозь сильный интуитивный канал.
  8. Одежда удобная, любит комфорт в одежде, а не внешний вид.
  9. Стоит близко, любит дотрагиваться до собеседника, его одежды.

Таблица 1. Представление информации

Визуальный Кинестетический Аудиальный
Говорит быстро, использует визуальные указатели (поверх голов, доска).

 

Хочет охватывать большой объем содержания, придает цельность форме.

Не теряет обратной реальной связи в языке учащихся.

Говорит медленно.

 

Использует манипуляции (передает, берет).

Вовлекает учащихся в проекты, игры, сценарии.

Придает больше важ­ности содержанию.

В оценке учащихся ориентируется на то, что они умеют делать.

Дает учащимся совместную работу в группах, использует массу демонстраций.

Говорит ритмично.

 

Любит дискуссии в классе.

Преподаватель или обучающийся читают на занятии.

Склонен повторять комментарии учащихся.

Любит поучения, начинающиеся со слов “Сколько раз …”

Отвлекается от темы занятия.

 

Особенности внимания:

  • Аудиал легко отвлекается на звуки;
  • Визуалу шум практически не мешает;
  • Кинестетику вообще трудно концентрировать свое внимание, его легко отвлечь чем угодно.

 

Особенности запоминания:

  • Визуал помнит то, что видел, запоминает картинами (образное мышление хорошо развито).
  • Аудиал — то, что обсуждал, запоминает, слушая.
  • Кинестетик помнит общее впечатление; запоминает, двигаясь, ощупывая, нюхая.

 

Различия в поведении кинестетиков, аудиалов и визуалов на перемене:

  • Визуал чаще всего остается в классе (если там не очень шумно) либо выходит в коридор и рассматривает информацию на стенах, наблюдает за другими детьми.
  • Аудиал использует перемену, чтоб наговориться и пошуметь.
  • Кинестетику перемена нужна, чтобы размяться, подвигаться.
  • Замечания воспримутся лучше, если:
  • визуалу – покачать головой, погрозить пальцем;
  • аудиалу сказать шепотом » ш-ш-ш», «тише»;
  • кинестетику положить руку на плечо.

 

  • При выполнении ребенком письменного задания рекомендуется:
  • визуалу разрешить иметь под рукой листок, на котором он в процессе работы может чертить, штриховать, рисовать и т.д.;
  • аудиалу не делать замечания, когда он в процессе осмысления и запоминания издает звуки, шевелит губами;
  • кинестетика не заставлять сидеть долгое время неподвижно, давать возможность моторной разрядки (сходить в другую комнату, встать и попрыгать…).

 

  • При общении используйте методы, понятные и близкие ребенку:
  • с визуалом употребляйте слова, описывающие цвет, форму, местоположение, можно выделять цветом пункты в книге, использовать таблицы, схемы, наглядные пособия;
  • с аудиалом используйте вариации голоса (громкость, паузы, интонации);
  • с кинестетиком используйте жесты, прикосновения, довольно медленную речь, позволяйте ему «обыгрывать» информацию.

 

4 Причины искажения информации в процессе реализации программы внеурочной деятельности

На процесс восприятия информации влияют множество факторов, которые могут в итоге значительно упрощать и даже искажать воспринятую информацию:

  1. уровень развития органов чувств (сенсорных анализаторов),
  2. уровень развития произвольного внимания,
  3. состояние здоровья, эмоциональное состояние,
  4. окружение и среда, в которой происходит процесс восприятия (фон, контекст),
  5. ценности, интересы,
  6. опыт, уровень осведомленности,
  7. ожидания, убеждения, установки.

Для оптимизации педагогического общения, понимания законов восприятия и переработки информации важно обратить особое внимание на некоторые неоднозначные на первый взгляд факторы.

 

4.1. Влияние на процесс восприятия информации при педагогическом общении сильных эмоций

Эмоции (лат. emovere – возбуждать, волновать) – состояния, связанные с оценкой значимости для индивида действующих на него факторов. Выражаются, прежде всего, в форме непосредственных переживаний удовлетворения или неудовлетворения его актуальных потребностей. Являются одним из главных регуляторов деятельности.

Основные функции эмоций – оценка и побуждение.

Несмотря на то, что познавательная деятельность несколько тормозит эмоциональное возбуждение, придавая ему направленность и избирательность, при сверхинтенсивном эмоциональном возбуждении избирательная направленность действий нарушается. При этом возникает импульсивная непредсказуемость поведения.

Тем не менее, важно отметить, что нейронные системы в мозге, отвечающие за эмоции, тесно связаны с системами, ответственными за логическое мышление. Когда (в редких случаях) связь между этими системами нарушается, и человек начинает мыслить строго логически, у него развиваются тяжелые нарушения познавательных способностей [13].

 

  • Любая сильная эмоция (негативная и позитивная) блокирует процесс понимания воспринимаемой информации.

При этом запоминаться информация будет, но механически, без понимания (особенно при сильной негативной эмоции или длительном негативном эмоциональном фоне). Дело в том, что во время стресса происходит нарушение межполушарного взаимодействия, что является основной причиной «забывания» информации (в том числе на проверках и экзаменах). Это особенно часто наблюдается на уроках учителей авторитарно-подавляющего типа. Во время стресса выделяются особые химические вещества (энкефалины), необходимые для уменьшения болевых ощущений. Они разрушают клетки мозга, особенно гиппокампа лимбической системы, непосредственно участвующих в обучении и запоминании.

 

4.2. Влияние на процесс восприятия при педагогическом общении убеждений, ожиданий, воображения

Установки, убеждения, опыт (сенсорные стереотипы) человека формируют его ожидания, представления, а значит, искажения при восприятии новой информации. Научное объяснение этому дала группа итальянских нейрофизиологов во главе с Джакомо Ризолатти, открыв так называемые «зеркальные нейроны» в середине 90-х годов прошлого века. Зеркальные нейроны – клетки головного мозга, которые активизируются не только, когда вы сами выполняете то или иное действие, но и когда вы видите или слышите, как это действие совершается другими, когда вы представляете это действие в воображении, просто думаете о нем или читаете в книге.

Зеркальные нейроны – это система, которая резонирует, когда вы видите, как кто-то делает то, что умеете вы. Когда вы идете в кино и смотрите грустный фильм, ваши зеркальные нейроны заставляют вас сопереживать герою. Если он испытывает боль, больно станет и вам. Еще острее подобные ощущения в личном общении, особенно с теми, кого мы любим.

 

  • Мозг человека не делает различия между тем, что человек делает реально и тем, что он воображает – активизируются одни и те же нейронные цепочки мозга.

Получается, что мы как будто проигрываем в уме ситуацию, которую видим… И мы сочувствуем, сопереживаем… Мы как бы становимся на место другого человека. Часто можно слышать, что человек – существо эгоистическое. Однако понимание действия зеркальных нейронов, напротив, указывает на естественность эмпатии, сопереживания эмоциональному состоянию другого.

Зеркальные нейроны лежат в основе обучения, в том числе обучения сложному социальному поведению. Доказано, что если, например, певцы слушают великих исполнителей, спортсмены видят игру именитой команды и пр. – это повышает результаты.

 

  • Мы усиливаем все формы поведения, на которые обращаем внимание, потому что мы вновь проживаем это в своем воображении.

Когда мы говорим ученику на уроке, например: «не вертись, не разговаривай» — в его воображении возникает эта картинка, а значит – задействуется вся нейронная цепочка, связанная с этим поведением. Фактически, мы мотивируем ученика подобными замечаниями на это действие. Психологам было известно, что частичка «не» не воспринимается бессознательным, но с открытием зеркальных нейронов стало понятно почему. Каждый раз, когда кто-то говорит, что делать не надо, он тем самым включает наше воображение, мозг вспоминает это действие.

 

  • Как педагог должен учесть влияние воображения в процессе педагогического общения при реализации программы внеурочной деятельности:
  • Важно говорить не то, чего делать не надо, а то, что именно вы хотите, чтобы делал ученик в данный момент.

Для того, чтобы вы могли это лучше понять, постарайтесь сейчас не думать о лимоне… думайте о чем угодно, но только не о лимоне. Если кто-то действительно старался не думать о нем, он мог заметить, что не только появился мысленный образ лимона, но, что более удивительно, вы могли почувствовать его вкус. Каждый раз, когда мы о чем-то думаем, мы не только включаем определенные нейронные цепочки головного мозга, связанные с этим, но и всю физиологию. Так происходит во время любой нашей мысли, в которую мы сильно эмоционально вовлечены.

Поэтому совсем не все равно, какие люди нас окружают, какие ситуации происходят, а также – какие книги мы читаем, какие фильмы смотрим и даже – о чем мы думаем. Все это происходит не только в нашем воображении, включается не только мозг, но вся физиология. Не случайно говорят, что болезни имеют психологические корни. Если мы часто думаем о негативных событиях, мы с одной стороны проживаем их вновь и вновь здесь и сейчас, а с другой – мы фактически мотивируем себя на то, чтобы они повторялись в нашей жизни. Мы закрепляем этот опыт, и наша жизнь идет по обычной колее, из которой нам сложно выбраться. Но выход есть. Надо использовать способность, которая (как доказал Ризоллати в опытах) есть только у человека – силу творческого воображения. Если мы будем смотреть, читать, думать о прекрасном, добром – всего этого будет больше в нашей жизни. Если мы будем смотреть, читать, думать о том, как хочется действовать, говорить, петь и пр. – то мы, тем самым, будем активизировать определенные зоны мозга и физиологии. Так, некоторые спортсмены, акробаты, которые получали очень сильные травмы, удивляли врачей своим выздоровлением. Когда их спрашивали, что они для этого делали, они отвечали, что сначала в воображении начинали делать разные упражнения, представлять себя полными сил.

 

  1. Влияние на объем восприятия, усвоение информации методов подачи, форм обучения в процессе реализации программы внеурочной деятельности [14].

 

%d0%bf%d0%b8%d1%80%d0%b0%d0%bc%d0%b8%d0%b4%d0%b0«Скажи мне и я забуду.

Покажи мне, и я запомню.

Позволь мне сделать, и я научусь».

Конфуций

 

 

Лекция (5% усвоения).

Наиболее быстрый способ предоставления необходимой информации неограниченному количеству слушателей. Недостатком этого метода является то, что лекция ставит участников в пассивную позицию слушателя.

 

 

Чтение (10% усвоения)

Сегодня это хорошо забытое многими молодыми людьми занятие. В «Магии книги» Герман Гессе пишет, что одни читают для образования, другие – для развлечения, от скуки. Те и другие, как правило, читают чрезмерно много. «Они поступают, подобно неумным больным, которые, зная, что в аптеке много хороших лекарств, стремятся испробовать в ней все средства, перебирая ящик за ящиком, склянку за склянкой. А надо бы, как в настоящей аптеке, найти в книжной лавке и в библиотеке каждому свое лекарство, чтобы каждый не травясь и не пичкая себя сверх меры, мог черпать в них силы и свежесть… книги имеют ценность лишь тогда, когда ведут к жизни и служат ей, и каждый час истрачен впустую, если он не вселил в читателя хоть капельку силы, молодости, свежести… Бездумное, рассеянное чтение – это то же, что прогулка по прекрасной местности с завязанными глазами. Читать мы должны не для того, чтобы забыть самих себя и нашу повседневную жизнь, а чтобы твердо удерживать кормило жизни с еще более зрелым сознанием». [2].

Повысить эффективность чтения можно, если научить медленному вдумчивому чтению. Для этого можно предложить прочитать статью и написать рецензию по предложенному образцу. Лучше раздать приготовленные заранее различные статьи, содержащие ту информацию, которую необходимо донести до слушателей. А затем рецензии обсудить на занятии. Также полезно научить методу «медленного» или слоистого чтения (см. Приложение).

 

Использование аудиовизуальных средств (20% усвоения)

Люди любят смотреть кино, слушать радио. Поэтому просмотр или прослушивание талантливого произведения – замечательный способ для эмоционального переживания информации. Так что, если у вас есть высокохудожественный сериал с закрученной интригой о кратковременной памяти, покажите его.

 

Использование наглядных пособий (30% усвоения).

Используя наглядные пособия (чучела, макеты и т.д.), педагог помогает ученикам запоминать и усваивать информацию всеми каналами восприятия: зрением, слухом, осязанием и обонянием. Наглядные пособия могут быть самого разного рода: диаграммы, слайды, макеты, модели, раздаточный материал, буклеты, плакаты…

 

Обсуждение в группах (50% усвоения).

Позволяет участникам поделиться своими мыслями, впечатлениями и ощущениями в рамках определенной темы. Дискуссия, «Мозговые штурмы», коллективные задания ценны тем, что позволяют участникам думать, подробно рассказывать о собственных выводах, выслушивать самые разнообразные мнения других. Примеры и описания игр, упражнений, тем для дискуссий и «Мозговых штурмов» искать необходимо в специальной литературе для тренингов.

 

Дискуссия.

Дискуссия возникает тогда, когда каждый участник высказывает свое мнение по той или иной теме на основании своих знаний и опыта. Это обмен мнениями.

Часто дискуссия принимает острый характер (когда заявляемая проблема касается жизненных принципов и личных переживаний участников), и стороны не достигают единодушия. Но такая дискуссия может подвигнуть человека задуматься, изменить или пересмотреть свои установки. У подростков эти споры проходят более жарко, чем у взрослых, но и изменениям они поддаются проще. Чтобы спор не вышел за пределы учебного процесса, ведущему нужно подытожить рассуждения всех сторон и обсудить сходство и различие позиций.

В дискуссии могут принимать участие 2 и более человек. Наиболее конструктивный вариант – 6-8 человек. Такое количество участников позволяет каждому в полной мере выразить свое мнение и внимательно выслушать партнеров по дискуссии.

 

Мозговой штурм (генератор идей)

Мозговой штурм представляет собой хороший способ быстрого включения всех членов группы в работу на основе свободного выражения своих мыслей по рассматриваемому вопросу. Основные правила проведения «Мозгового штурма»:

  • Сформулировать вопрос / задание.
  • Установить временные рамки.
  • Фиксировать / записывать все поступающие от участников предложения.
  • Не критиковать и не оценивать высказанные мысли и предложения.

Совет: необходимо быть внимательным при записи поступающих предложений и не пропустить ни одного из них. Потому что иногда человек, переборов стеснительность, выражает свою мысль и надеется, что она будет принята во внимание при обсуждении, но оказывается, что ее не заметили. Этого может быть достаточно, чтобы этот человек замкнулся, ушел в себя.

Методика проведения

Ведущий разбивает группу по 3-6 человек и предлагает им обсудить проблему или ситуацию. Задание для участников обычно начинается со слов «Почему? Зачем? Как решить? Что можно сделать?», то есть от участников требуется найти решение или ответ на вопрос.

На протяжении всего процесса педагогу приходится постоянно делить группу на микрогруппы (малые группы, подгруппы). Это можно делать простым способом «на первый, второй, третий рассчитайсь…», но интереснее для этого использовать игры-разбивки.

Этапы мозгового штурма:

1 этап (продолжительность 10-15 минут)

  1. каждая подгруппа выбирает человека, который фиксирует в тетради или на ватмане все, что говорят участники.
  2. участники высказывают все мысли, которые приходят им в голову.
  3. высказывания не критикуются, записываются без изменений, не оцениваются, несмотря на то, что они могут показаться глупыми, смешными или неверными.
  4. ведущий наблюдает за работой микрогрупп.

Главный принцип – «количество порождает качество»!

2 этап (продолжительность 5 минут).

В микрогруппе идет обсуждение и редактирование высказываний – выбор из общей массы тех, которые кажутся участникам наиболее полезными и приемлемыми.

3 этап (продолжительность 15 минут)

Каждая группа представляет результаты своих трудов. Тренер записывает все наработанные идеи на ватмане, уточняя формулировки, суть идей, обсуждая приемлемость, реалистичность предложенных способов.

Этот метод хорош тем, что помогает демократически и ненавязчиво обсуждать многие проблемы. Он также помогает определить уровень знаний и основные направления интересов участников группы. Собранная информация может служить основой для более глубокой содержательной работы и дискуссий.

 

Обучение практикой действия (70% усвоения)

Это ролевые игры, проигрывание ситуаций, практические занятия, самостоятельные исследования. Приобретенный таким образом опыт помогает усвоить информацию и навыки, полученные на тренинге. Например, проигрывание ситуации «во время вечеринки с дачи вернулись родители» позволяет усвоить навыки уборки территории в течение 30 секунд.

 

Ролевые игры.

Ролевые игры – это небольшие сценки произвольного характера, отражающие модели жизненных ситуаций.

В ролевых играх участникам предоставляется возможность:

  • показать существующие стереотипы реагирования в тех или иных ситуациях;
  • разработать и использовать новые стратегии поведения;
  • отработать, пережить свои внутренние опасения и проблемы.

Ролевая игра – это хорошая наработка вариантов поведения в тех ситуациях, в которых могут оказаться участники. Например, неплохо проиграть ситуацию, когда компания друзей уговаривает подростка попробовать наркотик. Игра позволяет приобрести навыки принятия ответственных и безопасных решений в жизни. В ролевой игре участник чаще исполняет роль какого-нибудь персонажа, а не свою собственную. Это помогает человеку свободно экспериментировать, и не бояться, что его поведение будет глупым.

Совет: не следует ожидать одинаковых результатов от одной и той же ролевой игры в разных группах. Результаты всегда непредсказуемы. Сколько людей – столько спектаклей.

Играя, важно не переусердствовать, поэтому важно:

  • после игры возвратить «актеров» к реальности, напомнить им, что это была только игра, тренировка;
  • не позволять одному и тому же участнику несколько раз играть однотипные роли, чтобы он не остался этим персонажем в глазах товарищей;
  • устанавливать лимит времени на игру, вмешиваться или прекращать ее, если что-то пошло не так и может навредить участникам.

 

Выступление в роли обучающего (90% усвоения)

Хочешь выучить и понять сам – объясни другому. Вот почему профессора почти все знают.

 

  1. Скорость забывания информации

Есть «критические моменты», после которых процент оставшейся в памяти информации резко падает:

  • в первые минуты забывается примерно 25% информации,
  • через несколько часов – 50% информации,
  • через сутки – 75% информации (от той, которую восприняли в зависимости от формы и методов ее подачи).

Поэтому необходимо повторять информацию именно в эти «критические моменты».

 

  • Как это должен учесть педагог в процессе реализации программы внеурочной деятельности:
  • в конце занятия необходимо повторить важные ключевые моменты, причем повторить должны ученики и своими словами (у некоторых детей и подростков хорошая механическая память и точное воспроизведение ваших слов не гарантирует понимания ими смысла);
  • в первые сутки полезно повторить ключевые смысловые моменты занятия;
  • в начале следующего занятия важно коротко повторить то, о чем говорили на предыдущем занятии. Это будет основой, базой, на которую необходимо опереться.
  • Домашнее задание по пройденным темам эффективнее делать в тот же день, потому что – во-первых, оно будет сделано быстрее, чем через два-три дня или через неделю; во-вторых, мы подкрепим материал во время наибольшей потери информации.

 

ЛИТЕРАТУРА

  1. Арнтц У., Чейс Б., Висенте М. Кроличья нора или что мы знаем о вселенной и о себе. – М.: Эксмо, 2011.  – 448 с. — (Психология. Зарубежный бестселлер).
  2. Волков Б.С. Психология педагогического общения. — М.: Юрайт, 2016.
  3. Гессе Г. Магия книги. [Электронный ресурс]. URL: http://mreadz.com/read-98319
  4. Гессе Г. Магия книги. http://modernlib.ru/books/gesse_german/magiya_knigi_sbornik/.
  5. Гиппенрейтер Ю.Б. Продолжаем общаться с ребенком ТАК? – М.: АСТ, 2014.
  6. Кан-Калик В.А. Учителю о педагогическом общении. [Электронный ресурс]. URL: http://www.booksite.ru/fulltext/kankal/text.pdf.
  7. Косоногов В. В. Зеркальные нейроны: краткий научный обзор. – Ростов на/Д., 2009 г. — 24 с. [Электронный ресурс]. URL: http://lit.lib.ru/k/kosonogow_w_w/kosonogow-zerkalxnyenejrony-kratkijnauchnyjobzordoc.shtml
  8. Психолого-педагогическая практика студентов ТГГПУ. Методическое пособие. — Казань: Изд. Казанского госпединститута, 2008.
  9. Рубинштейн С.Л. Основы общей психологии. Гриф МО РФ. — СПб.: Питер, 2013.
  10. Сиротюк А.Л. Нейропсихологическое и психофизиологическое сопровождение обучения. – М.: Творческий центр, 2003. – 288 с. [Электронный ресурс]. URL: http://log-in.ru/books/neiyropsikhologicheskoe-i-psikhofiziologicheskoe-soprovozhdenie-obucheniya-sirotyuk-a-l-vozrastnaya-psikhologiya/ .
  11. Сиротюк А.Л. Психофизиологические основы обучения школьников: Учебное пособие. – М.: Сфера, 2007.
  12. Сизова О.А. К вопросу о роли эстетики и этики в творческом мышлении Практическая психология: от фундаментальных исследований до инноваций. Материалы VII Международной научно-практической конференции. — Тамбов, 2012. С. 195-201
  13. Сизова О.А. Условия эффективности подготовки педагогов к организации внеурочной деятельности. // Развитие личности в системе дополнительного образования и внеурочной деятельности. — М., 2014. – С. 83-912
  14. Сизова О.А. О взаимосвязи иллюзий зрительных и психологических // Современные концепции научных исследований – 2015. – №1 (18). – С.146 –152
  15. Я хочу провести тренинг — Новосибирск, 2007, С. 26-30

 

Приложение

План практикума по слоистому чтению:

  1. Читаем кусочек текста (абзац, отрывок) вслух.

Инструкция, которая озвучивается участникам: Задача, слушая, выделить то, что актуально и важно именно для вас именно сейчас. Что-то одно…

Пояснение для  ведущего практикум: На слух человек выделяет скорее даже не то, что прочитал, а свои ассоциации на прочитанное, порой искажая смысл, иногда меняя смысл на противоположный. Но на этом этапе это не обсуждается. Лишь в конце занятия, когда подытоживаем всю работу, мы обращаем внимание на нашу способность к восприятию текстов на слух и искажению их (порой очень сильно).

  1. Даем почитать этот же отрывок глазами (даем напечатанный кусочек), чтобы человек подчеркнул в нем основную мысль для него. Каждый участник говорит, что он понял.

Пояснения для ведущего: Здесь уже обычно вчитываются именно в мысль автора.

  1. Ведущий напоминает, что в медленном чтении важно не пропускать ни одного слова, особенно если оно не очень понятно, и задает вопросы по поводу представлений участников по поводу некоторых слов, которые есть в тексте (ведущий должен их выбрать заранее).

После того, как каждый выскажет свою точку зрения, что, по его мнению, означает это слово, ведущий кратко раскрывает смысл этого слова (говоря, что необходимую исследовательскую работу для экономии времени проделал заранее).

  1. Читается весь текст целиком. Ведущий задает вопросы:
  2. Какая основная идея?
  3. Как автор подводит к этой мысли, как он аргументирует…
  4. Какой вопрос мучает автора, почему он берется за перо? (учитывая, что автор далеко не всегда это пишет) .

5.Подводим итоги, делаем выводы.