Козлов С.Б.,

преподаватель изобразительного искусства,

скульптуры и дизайна в МАОО ДОД «Детская школа искусств»

пос. Тугулым Свердловской области

На сегодня весьма актуальной темой в сфере дополнительного образования стала профессиональная ориентация. Действительно, в современных условиях дефицита вакансий у работодателей, прогрессирующей роботизации производства и роста безработицы, востребованность специальных знаний, навыков и практического опыта имеют первостепенное значение. Немаловажна и возможная практическая творческая связь учащихся с потенциальным работодателем ещё в период обучения, что, безусловно, многократно повысит шансы на получение рабочего места с достойной оплатой труда. Это понятно, если говорить об учащихся старших классов, которые осознанно уже избрали свой дальнейший путь. А как быть с младшим и средним звеном? Доступна ли им проектная деятельность? Нужна ли им она? Какой характер и форму может иметь проектная деятельность младших школьников?
Попробуем найти ответы на эти вопросы. Прежде всего, на вопрос: нужна ли проектная деятельность младшим школьникам, ответ очевиден, если под термином «проектная деятельность» для младших школьников понимать форму самовыражения ребёнка, его индивидуальное видение мира и его собственное представление о предлагаемой теме.
На первом этапе обучения изобразительному искусству главенствующее значение имеет развитие интереса учащихся к творческой деятельности. Время, потраченное на занятия в рутинной принудительно-назидательной форме, можно уверенно считать потерянным. Поскольку дети, уставшие от школьных уроков, вряд ли с интересом и удовольствием воспримут продолжение школьных занятий (в их понимании). Любая игровая форма обучения младших школьников в учреждениях дополнительного образования предпочтительна, но, если вести речь о детских школах искусств академического стиля, она не должна сводиться к кружковой работе по интересам. Итак, необходим компромисс, позволяющий и вызвать интерес учащихся к учебной деятельности, и проводить полноценные занятия по программе обучения.
Таким компромиссом может стать принцип первичности идеи. То есть – в основу этапа учебной программы закладывается идея (какой-либо проект), реализация которой требует приобретения необходимых знаний и навыков. Если дети будут стремиться к осуществлению интересной идеи, то для достижения своей цели они охотно будут изучать и более успешно усваивать основной учебный материал. Идеи или творческие проекты могут быть как индивидуальные, так и коллективные. К реализации творческих проектов детей могут быть привлечены и родители. Например: эстетическое обустройство детской комнаты, места для занятий или двора. Весьма интересным и перспективным может стать проект дизайна кровати ребёнка. Всем известно, что кровать – это та территория, которую ребёнок считает своей собственностью, миром своих фантазий, своей Вселенной, куда он уединяется от всего и всех. Проектирование и реализация дизайна своей кровати заинтересует любого ребёнка. Здесь действительная реализация идеи становится необходимым условием, выполнение которого невозможно без участия родителей.
Если говорить о проектной деятельности учащихся, то реализация творческих идей имеет весомое значение. Нереализованный проект, на который затрачено много усилий и времени, скорее отобьёт интерес к творческой проектной деятельности, чем активизирует его. Наоборот, даже незначительный проект, получивший материальное воплощение, станет не только предметом гордости ребёнка, но и мощнейшим стимулом к дальнейшему развитию и совершенствованию. Возможности реализации детских проектов следует уделить первостепенное внимание, поэтому при планировании в учебном процессе проектной деятельности, следует, в первую очередь, подумать о востребованности проекта и его практической реализации.

image005
Примерами коллективной творческой проектной деятельности могут стать проекты благоустройства школьного двора или общественных мест, дизайна интерьеров школы.
Обычно, помимо отделений изобразительного и декоративно-прикладного искусства, в детских школах искусств и других учреждениях дополнительного образования существуют музыкальные и театральные отделения. Не редкость, когда одни и те же дети параллельно посещают как отделение изобразительного и декоративно-прикладного искусства, так и музыкальное или театральное отделения. Коллективной детской проектной работой может стать, к примеру, разработка оформления кукольного спектакля, включающая в себя оформление декораций сцен, разработку и изготовление кукольных персонажей. Если ребёнок задействован в спектакле, то ему, безусловно, будет интересно самому создать образ своего героя по своему видению, и он будет с большим энтузиазмом участвовать в спектакле с созданной им же куклой.

image002
Таких примеров проектной деятельности младших школьников можно привести множество. Главное и непременное условие этой деятельности – личное, авторское участие детей, вовлечение их в процесс рождения самой идеи и во все дальнейшие стадии её реализации.
При привлечении к проектной деятельности школьников среднего возрастного звена желательно учитывать индивидуальные интересы детей, их возможности и наклонности к какой-либо деятельности, сферу их увлечений. На этом уровне вполне можно реализовывать более значимые творческие проекты. Например: дизайнерское оформление интерьеров школы, класса, изготовление тематических макетов в школьный музей, и тому подобное. Необходимо учесть, что ещё на стадии возникновения идеи необходимо согласование действий с дирекцией школы, классным руководителем, заведующим музеем, поскольку главная цель – реализация идеи. Ребёнок, вовлечённый в такой проект, должен почувствовать свою значимость, сопричастность к делу, результат которого останется на долгие годы.

image004
На этой стадии проектной деятельности учащихся можно активно развивать первичные профессиональные дизайнерские и конструкторские навыки, знакомить с основами профессиональной проектно-конструкторской и дизайнерской деятельности. В этой работе потребуется углублённое изучение черчения, объёмно-масштабного моделирования, геометрических и математических расчётов, а также поисково-исследовательская работа.
Проектная работа школьников среднего возрастного звена не только приблизит их к профессиональной подготовке, но и выявит индивидуальные наклонности и предпочтения, что в дальнейшем и определит направление подготовительной работы по выбранной специализации.
Для школьников старших классов профессиональная ориентация в сфере дополнительного образования должна стать приоритетной. И здесь проектная деятельность может выйти на лидирующую позицию, причём не только  в изобразительном искусстве или дизайне. Перефразируя известную поговорку, я бы сказал так: лучше один раз попробовать, чем сто раз увидеть. Можно сто раз сидеть рядом с водителем и любоваться его работой, но настоящий азарт и удовлетворение от вождения придут только тогда, когда появится возможность самому сесть за руль. Старшеклассники вполне могут стать авторами или соавторами крупных, социально значимых проектов. Таких как ландшафтный дизайн, обустройство зон отдыха и парков посёлка или города, создание памятников и культовых сооружений, оформление родников и колодцев, оформление проведения массовых торжеств и многое другое. Разумеется, реализация подобных проектов целиком зависит от администрации местной власти, и согласование предполагаемых проектных работ должно проводиться на начальном периоде.
Для того чтобы такой проект состоялся, в первую очередь, и старшеклассники и их руководитель должны заинтересовать администрацию, и продемонстрировать свою компетентность. Для администрации такое предложение может быть интересным, поскольку известно, что дизайнерские проектные разработки стоят недешево. Учащиеся учреждений дополнительного образования выполняют подобные работы, как правило, на общественных началах или за весьма символическую плату. Тем не менее, условным доходом учащихся старших классов можно считать не только наработанный практический опыт, но и портфолио, которое в дальнейшем может оказать неоценимую услугу при поступлении в высшее учебное заведение по выбранной специальности.
В работе над крупными проектами учащиеся могут применить на практике полученные профессиональные знания, познакомиться не только с творческой проектно-конструкторской частью проектной деятельности, но и с материально-технической стороной, изучить основы материаловедения, проектно-сметной документации. То есть получить полное представление о выбранной профессии.
Учащимися Тугулымской детской школы искусств в 2015 году был разработан и представлен Администрации Тугулымского района проект реконструкции Аллеи Славы. Разработка включала не только эскизные рисунки, но и масштабные макеты самой Аллеи Славы и предлагаемых композиций. Была проведена конструкторская работа по расчёту и изготовлению чертежей каркасов, оснований стел и памятника «Штыки». Для изготовления архитектурных композиций нами был предложен стеклопластик и новый композитный материал на основе полиэфирных смол, так называемый «искусственный мрамор». Работа над проектом включала в себя проведение расчётов прочности и устойчивости конструкций к аэродинамическим нагрузкам и атмосферным осадкам. Была также рассчитана и представлена примерная калькуляция стоимости материалов, изготовления архитектурных композиций, их конструктивных элементов и монтажных работ.
В дальнейшем, на мой взгляд, было бы неплохо, подобные работы ввести в практику дипломных проектов для выпускников детских школ искусств отделений изобразительного, декоративно-прикладного искусства. Более того, по моему глубокому убеждению, назрела необходимость создания в детских школах искусств дизайнерских отделений, а возможно и каких-либо профессионально-специализированных отделений. Если, к примеру, в городе или посёлке существует предприятие, специализирующееся на производстве продукции имеющей художественную основу, то начальная целевая подготовка будущих специалистов будет интересна руководству предприятия. В этом случае может осуществиться тесное взаимодействие предприятия и детской школы искусств, а учащиеся смогут рассчитывать на резервирование для них рабочих мест.

Неплохим практическим опытом могла бы стать и хозрасчётная деятельность старшеклассников. Работа за материальное вознаграждение должна привить учащимся чувство ответственности за свой труд. Ребята могут получить опыт общения с заказчиками, что в работе дизайнера имеет огромное значение. Хозрасчётная деятельность старшеклассников в детских школах искусств отделений изобразительного и декоративно-прикладного искусства может проводиться по следующим направлениям:
1. Дизайнерские разработки и услуги (от небольших частных заказов до крупномасштабных дизайн-проектов различного направления, включая интерьерный и ландшафтный дизайн).
2. Выполнение индивидуальных заказов декоративно-прикладного искусства.
3. Выполнение работ в скульптуре, живописи и графике.
4. Разработка оформления различных мероприятий.
5. Проведение мастер-классов живописи, графики, декоративно-прикладного искусства и народных промыслов.
6. Разработка рекламы, логотипов, баннеров, рекламных буклетов.
В итоге, можно с уверенностью констатировать, что развитие проектной деятельности учащихся должно стать весомым вкладом в дополнение к традиционному академическому преподаванию в детских школах искусств. Вполне возможно, что принцип проектной деятельности может быть применён не только отделениями изобразительного и декоративно-прикладного искусства. Возможно преподаватели музыки, хореографии, театрального и других видов искусства найдут свои формы проектной деятельности, которые смогут оказать эффективное воздействие на успешность образовательного процесса.