Педагогическое наследие Кабинета истории ВПО и Музея истории детского движения

Наталья Анатольевна Александрова,

начальник отдела «Музей истории детского движения»

ГБПОУ «Воробьёвы горы»

Моё знакомство с Кабинетом истории Всесоюзной пионерской организации имени В.И. Ленина началось в 1975 году с экскурсии по выставке «Страницы истории пионерии Москвы» в Ленинском зале Московского городского Дворца пионеров и школьников, которую для нас (я в то время была членом городского Совета друзей октябрят) проводила Людмила Ильинична Сосновик (1923-2010). Это уникальная женщина! Она всю свою жизнь отдала работе с детьми. Её биография тесно связана и с Домом-Дворцом пионеров.

Люся Сосновик всегда была активным человеком, активисткой, как тогда говорили. В 1936 году за хорошую работу по руководству дружиной школы № 32 Люся была награждена путевкой во Всесоюзный пионерский лагерь «Артек», где попала на специальную смену, собравшую ребят, награжденных орденами, среди которых были юные орденоносцы Мамлакат Нахангова и Баразби Хамгоков, юная актриса Гуля Королева и др. «Артек» произвел на Люсю сильное впечатление, и она решила стать пионервожатой. В 1937 году Сосновик перешла в 610-ю школу. В 1938/39 учебном году Люсю назначили отрядной вожатой в 6 “В” класс.

С 1936 по 1939 годы Люся Сосновик занималась в школе пионерского актива Московского городского Дома пионеров у Н.С. Пановой и В.В. Струнина. Работать в Доме пионеров Людмила Ильинична начала в 1954 году, имея 10-летний опыт работы старшей вожатой в московских школах №№ 275 и 272. Сначала она работала методистом по работе с октябрятами в пионерском кабинете и руководителем Городского совета вожатых октябрят, а в 1970 году перешла в кабинет истории Всесоюзной пионерской организации имени В.И. Ленина. В марте 1971 года Городской совет вожатых октябрят был преобразован в отряд красных следопытов, в 1975 году получивший имя А.И. Гусева. Этим отрядом Людмила Ильинична руководила до ухода на пенсию в 2001 году. А в последующие годы организовывала встречи выпускников отряда.

Отряд красных следопытов имени А.И. Гусева стал первым учебным коллективом, созданным в Кабинете истории. Тридцать лет он действовал во Дворце. За эти годы было проведено много поисковых операций, таких как «Кремль», «Барабан», «Юные защитники Москвы», «Дети войны», «Колонна танков “Московский пионер”», «Маршал Жуков и дети», «Хлеб», «Наш Дворец» и другие. Результатом одного из поисков стала передача в фонды одного из наших самых известных экспонатов – пионерского барабана с автографом первого космонавта планеты Юрия Алексеевича Гагарина! Юные следопыты встречались со многими известными людьми нашей страны, участвовали в мероприятиях городского, всероссийского и всесоюзного масштабов.

Одним из ярких событий в истории отряда стал заочный перелет по маршруту самолёта, пилотируемого экипажем под руководством Валерия Чкалова через Северный Полюс Москва-Ванкувер 1937 года, совершенный в 1975 году. В это путешествие ребят пригласил Герой Советского Союза Г.Ф. Байдуков, которого, в свою очередь, пригласил на празднование 150-летия мэр города Ванкувера. Это событие освещала газета «Пионерская правда» и американские СМИ. В фондах Музея истории детского движения хранится памятный лист – свидетельство об этом перелете, на котором имеется фотография отряда, автографы членов экипажа, почетных гостей и почитателей, золотая печать мэра города Ванкувера и марки. Этот отряд для многих мальчишек и девчонок стал замечательной жизненной школой.

Среди выпускников отряда имени А.И. Гусева немало педагогов, медиков, инженеров, юристов, работников науки и культуры. Например, Максим Никулин – кандидат исторических наук, работает в архиве; Максим Левшин – телережиссер; Валерий Шкред – юрист, преподаватель МГПУ. 36 бывших членов отряда – офицеры Российской армии, а генерал-майор Дмитрий Боковой, участник Афганской войны и миротворческой операции в Косово, награжден орденом Ленина и другими правительственными наградами. Выпускница отряда, ныне педагог Е.В. Ризова (Гуськова) вспоминает: «Работа в этом отряде дала мне чувство уверенности в себе, ощущение сопричастности к великим делам, осознание себя частичкой реальной новейшей истории. Реально общаясь с людьми, о которых раньше читала в книгах и смотрела по телевизору, я осознала, что тоже могу и должна что-то изменить в жизни. В настоящее время, работая в школе, я стараюсь привить эти чувства своим ученикам».

Деятельности отряда, его истории посвящены две книги, выпущенные во Дворце: «Говорят следопыты отряда имени А.И. Гусева» (М., 1996) и «Отряд – мой дом и коллектив» (воспоминания и размышления воспитанников разных лет об отряде красных следопытов и его руководителе Людмиле Ильиничне Сосновик) (М., 2005).

После ухода на пенсию Л.И. Сосновик связь с Дворцом не прерывала, участвовала в работе Совета ветеранов Дворца, передавала материалы отряда в Музей истории детского движения.

Основателем Кабинета истории Всесоюзной пионерской организации имени В.И. Ленина, созданного в Московском городском Дворце пионеров и школьников в 1962 году, был ветеран пионерии и внешкольной работы Валентин Яковлевич Игошкин (1912-1985). Он хорошо понимал задачу поиска и сохранения материалов по истории детского движения. По его инициативе стали проводиться устные журналы «Красный следопыт», был организован поиск по пионерской тематике. Он активно участвовал в обучении пионерского актива и вожатых по вопросам пионерской символики, атрибутики и ритуалам. До сих пор его творческое наследие в виде книг, методичек и плакатов используется в практике современного детского движения.

Большую просветительскую работу среди пионеров проводил методист кабинета истории ВПО Дмитрий Дмитриевич Гунин (1906-1998). Он – легендарная личность: юный участник гражданской войны, комсомолец с 1919 года, один из первых пионерских вожатых страны и «Артека» (участвовал в его открытии, а впоследствии был заместителем директора), работал в Обнинском испанском детском доме, в годы Великой Отечественной войны был политработником на Балтийском флоте, потом в Совинформбюро. С именем Гунина связано создание уникальной картотеки юных героев, поиск материалов о детях-героях, начиная с участников первой русской революции 1905 года. Дим Димыч (так звала его вся страна) систематически встречался с пионерами и вожатыми, рассказывал о пионерах-героях и истории пионерской организации. Он автор книги «Республика неугомонных» (М.: Молодая гвардия, 1975) и многочисленных публикаций.

В конце 1980-х годов при Музее истории пионерской организации (название отдела с 1988 по 1990 год, преобразованного из Кабинета истории ВПО), по инициативе Надежды Максимовны Кашлевой (1938-2004), директора Музея того времени, стали создаваться учебные группы, реализующие исторические, историко-краеведческие, музейные, культурологические образовательные программы. Фактически начала формироваться новая историческая школа в дополнительном образовании детей. В качестве педагогов были приглашены специалисты – сотрудники архивов и музеев, историки-краеведы, этнографы. Педагогической деятельностью стали заниматься и сотрудники музея, создавшие детские коллективы и разработавшие новые образовательные программы. Сама Н.М. Кашлева, а также Н.А. Александрова, С.М. Костьева, М.М. Якушкина первоначально вели кружки «Юные историки». И.А. Фельдберг руководила отрядом «Вольный ветер», О.А. Финогенова - группой «Организаторы досуга», Е.А. Ефимова«Клубом народных традиций». В начале 1990-х годов создаются новые учебные группы: «Юные краеведы» (педагоги Н.А. Колганов, М.Б. Тугус), «Историческое краеведение» (педагог Т.В. Мурзина), «КЛАД» (педагог И.М. Нагаев), «Знатоки Москвы» (педагог Л.И. Островерхова), «Исторический театр» (педагог В.А. Садковская), «Экскурсоводы по Москве» (педагог Д.М. Турусин), «Организаторы массовых дел» (педагоги С.М. Костьева и О.А. Финогенова), «Пионерское содружество» (педагог Т.И. Кузьмина), «Юные историки» (педагог М.Ю. Шишмарева), «Москва и москвичи» (педагог Е.С. Базыкина), клуб «МАГИ на Воробьевых горах» (руководители А.М. Коринский и В.Г. Белкин), студии «История культуры» (педагог Е.И. Анисимова), «Оберег» (руководитель Е.Г. Боронина), «ВИД» (педагог Г.Р. Якушкин), «АРГИ» (педагог А.Н. Киреев) и другие.

Впоследствии многие коллективы изменяли свои названия. Так, например, «КЛАД» в 1992 году переименован в студию «Юный архивовед», в 1993 году – в «Архивобус», в 2001 году на базе «Архивобуса» созданы два историко-поисковых отряда «Архивобус» и «Кладоискатель»; «Юные историки» педагога Н.А. Александровой в 1993 году были переименованы в студию «Историческая генеалогия», в 1994 году – в исследовательскую студию «История», а в 2000 году – в исследовательскую студию «История +»; «Экскурсоводы по Москве» с 1995 года входили в состав студии «Москва», с 2000 года – это студия «Москвоходы».

В эти годы из других отделов Дворца в наш отдел переведены музыкальный разновозрастной отряд «Кибальчиш» (педагог Е.О. Софронова), студия «Культура, экология, иностранные языки» (педагог О.С. Фомичева), отряд «КОБРА» (педагог А.Л. Монахов).

18 января 1992 года учебные коллективы отдела были объединены в «Клуб любителей истории Отечества» («КЛИО»). Первоначально клубные встречи организовывал педагог, сотрудник Российского государственного военного архива (РГВА) И.М. Нагаев. Позже, в 2008 году традицию проведения «КЛИО» подхватил педагог Д.М. Турусин, но направленность клуба стала москвоведческой и клуб сменил название на «Москвоходы».

В 1991 году Музей истории пионерской организации был переименован в Музей истории детского движения, а в следующем году реорганизован в отдел информационно-досуговой работы (заведующая отделом И.А. Фельдберг), в котором был создан сектор истории детского движения и истории Дворца пионеров (заведующая Н.М. Кашлева). Реорганизация отдела потребовала поиска новых подходов к организации деятельности педагогического коллектива, новых форм работы отдела в целом. Было принято решение временно законсервировать работу с фондами по истории детского движения, усилить комплектование и обработку коллекции по истории Дворца, сделать акцент на образовательную деятельность, создавая учебные коллективы и разрабатывая образовательные программы исторического, историко-краеведческого, а затем и культурологического направлений.

Особое отношение к туристско-краеведческому направлению было у Ирины Анатольевны Фельдберг (1954-2003). Она любила ходить с ребятами в походы, в экспедиции, участвовать в туристских слетах. В начале 1990-х годов она стала одним из организаторов Объединения краеведческих отрядов (ОКО) города Москвы, куда вначале входил её отряд «Вольный ветер». Впоследствии она создала студию «Очаг», в которой учила детей кулинарному искусству. Работая с детскими коллективами, она передавала свой опыт, знания и умения, доброту и отзывчивость детям, получая в ответ их любовь и преданность.

После распада пионерской организации и создания разнообразных детских объединений, Ирина Анатольевна участвовала в деятельности Детской организации Москвы (ДОМ) «Радуга», была членом Совета этой организации; активно способствовала развитию таких детско-юношеских организаций, как Клуб интеллектуально-творческих игр «МАГИ на Воробьевых горах», «Российский молодежный Евроклуб».

Развивая и совершенствуя свою деятельность, отдел информационно-досуговой работы накопил позитивный инновационный опыт по разработке уникальных авторских (экспериментальных и оригинальных) образовательных программ и проектов; методов и технологий образовательной деятельности в области истории и культурологии. Параллельно шла работа по созданию культурно-образовательных историко-игровых программ в рамках проведения тематических каникулярных праздников. Достаточно сказать, что за 1992-2000 годы педагогами отдела было разработано около 70 образовательных программ, из которых 7 имело статус авторских, 21 – экспериментальных.

Одной из приоритетных была признана исследовательская деятельность учащихся и педагогов отдела, которая приобрела качественно новые характеристики на основе созданной системы, предполагающей научающие технологии и внедрение в образовательный процесс инновационных методов и методик. Логическим завершением реализуемых программ признаны научно-практические мероприятия (конференции, чтения, конкурсы, экспедиции и пр.), а также публикации педагогов и воспитанников.

Впервые Юношеская научно-практическая конференция историков и краеведов отдела информационно-досуговой работы была проведена в феврале 1993 года. На трех секциях выступило 39 учащихся с 35 докладами, 9 юных исследователей стали лауреатами. С этого времени научно-практические конференции учащихся, в 1995 году получившие название «Постижение истории», а также историко-краеведческие и историко-культурологические чтения проводятся ежегодно. Кроме того, воспитанники отдела принимали участие в ряде других московских, всероссийских и международных научных конференций, чтений, олимпиад и семинаров.

Концептуальной основой деятельности детских коллективов отдела стала городская открытая историко-культурологическая программа «Постижение истории», нацеленная на создание условий для совместной научной, исследовательской и поисковой деятельности педагогов и учащихся в области истории, специальных исторических дисциплин и культурологии, а также поддержку и популяризацию научного творчества учащихся, определяющая современные научно-теоретические и практические направления преподавания исторических и культурологических дисциплин в условиях дополнительного образования детей. Программа состояла из системы мероприятий, включающей в себя: научно-практическую конференцию учащихся «Постижение истории», исторические, историко-культурологические и историко-краеведческие чтения, в том числе Карамзинские чтения, историко-культурологические игровые и театрализованные программы, комплексные экспедиции, целевые тематические программы, а также программное, методическое и дидактическое сопровождение. Особенность программы состояла в том, что приоритет отдавался обучению и практической работе детей с историческими и комплексными источниками (устными, письменными, вещественными, изобразительными и др.), хранящимися в государственных, общественных и семейных хранилищах (архивах, библиотеках, музеях), найденных в результате поисковой деятельности в исследовательских экспедициях, при встречах с людьми. В 2005 году авторы программы были удостоены высшей награды Московской Международной Академии детско-юношеского туризма и краеведения приза «Золотой компас».

В 2008 году программа «Постижение истории» была трансформирована в Открытый городской конкурс исследовательских, реферативных и творческих работ учащихся «Культура и дети». В рамках этого конкурса сохранились: научно-практическая конференция «Постижение истории» и городские историко-культурологические Карамзинские чтения, были запущены культурологические чтения «Квадрига» (реферативные работы по культуре, истории, краеведению и общегуманитарным дисциплинам), конкурс «Мир полон красок» (творческие работы), Школа юного исследователя. На следующий год в конкурс были включены: культурологический слёт «Корона Москвы» и культурологический фестиваль «Пою моё Отечество» с конкурсом компьютерных презентаций. Организатором и координатором конкурса «Культура и дети» стал сначала сектор, а потом отдел культурологии Центра культурологического образования (заведующая Е.И. Анисимова).

Продолжая реализовывать образовательные программы, нацеленные на исследовательскую деятельность учащихся, сектор истории детского движения начал проводить тематические историко-краеведческие чтения. В ноябре 2008 года впервые состоялись Открытые историко-родословные чтения, посвященные Дню матери России и Году семьи, на следующий год получившие название II Открытые родословно-биографические краеведческие чтения, посвященные Дню матери России. Эти чтения проводились до 2014 года. В ноябре 2010 года к 120-летию со дня рождения краеведа и педагога А.Ф. Родина были организованы Родинские москвоведческие чтения, проведение которых продолжается.

Центр культурологического образования был создан в сентябре 2005 года на базе отдела историко-культурологических программ, который, в свою очередь, был переименован в сентябре 2000 года из отдела информационно-досуговой работы. В этот период сектор истории, в который функционально входил Музей истории детского движения, неоднократно изменял свои названия: сектор истории детского движения и истории Дворца пионеров, сектор истории, сектор истории и специальных исторических дисциплин, сектор истории детского движения, сектор музейной и краеведческой работы.

В секторе продолжали работу учебные группы исторического и историко-краеведческого направлений, созданные как в 1990-е, так и в 2000-е годы. «Долгожителями» стали коллективы под руководством Н.А. Александровой, Е.О. Софроновой, Д.М. Турусина, М.Б. Тугус. В тоже время появлялись новые коллективы и новые педагоги. Совершенствовались имеющиеся и разрабатывались новые образовательные программы.

 

Обучаясь в коллективах сектора, ребята не только получали знания, умения, навыки, развивали свои способности, проводили исследования, но и участвовали в разных мероприятиях, завоёвывали дипломы лауреатов всероссийских и городских конкурсов, конференций, чтений и фестивалей исследовательских работ учащихся, публиковались в сборниках, журналах, газетах. В «Каталоге публикаций сотрудников и воспитанников» указано 333 публикации воспитанников сектора, сделанных с 1992 по 2016 годы. Ещё одним важным аспектом воспитания была социальная адаптация, помощь в общественном и гражданском становлении ребенка в современном обществе. Это и участие в совместных мероприятиях с взрослыми, общение с учеными, ветеранами, руководителями общественных объединений и т.п.; ребятами, занимающимися такой же деятельностью, что и они.

Многие выпускники наших учебных коллективов продолжили свое образование в области тех знаний, которые получали во Дворце, и стали профессиональными историками, педагогами, журналистами, сотрудниками музеев и библиотек, политологами, юристами, экономистами.

В разные годы в отделе и секторе работали наши выпускники: Е.А. Агеева, К.А. Андреев, А.М. Бердыева, Т.А. Дерябина, К.П. Косинская, Д.В. Котов, В.А. Манушина, В.М. Муханов, М.И. Нагаев, А.В. Овечкина, Е.Я. Паромова, А.Ю. Полотнюк, П.А. Савельев, А.Д. Силаев, М.М. Хрущёв.

Многие выпускники вспоминают занятия во Дворце добрым словом. Говорят, что здесь прошли их лучшие годы, они многому научились, многое узнали, обрели друзей и профессию.

И, напоследок, хочу сказать – я сама выпускница Дворца, пришла сюда работать после окончания школы. Более 20 лет руководила Исследовательской студией «История +». Всю жизнь учусь у своих наставников и коллег. Общение с ними обогащает и даёт стимул для дальнейшей работы и научного творчества. А что касается моих воспитанников, я горжусь их достижениями! Я горжусь, что среди них есть 7 кандидатов наук – исторических, философских, культурологических, политических. Что они стали профессионалами в своём деле! Мне радостно, когда они звонят, приезжают ко мне, и мы вспоминаем прошлые дни и обсуждаем день сегодняшний. И я знаю, что могу рассчитывать на их профессиональную и человеческую помощь.

Что же касается коллег, педагогов, то практически о каждом можно рассказывать, восхищаясь. Во Дворце приживаются талантливые люди, к которым дети тянутся, с которыми хотят общаться не только во время занятий, но и в неурочное время.

avatar
Поделиться с друзьями:
Про ДОД
Информационно-методический журнал "Про ДОД"
Журнал «Про ДОД» – специализированный электронный журнал для работников системы дополнительного образования. Издает журнал Ресурсный научно-методический центр непрерывного образования ГБПОУ «Воробьевы горы», научное руководство осуществляет кафедра педагогики внеурочной деятельности Московского института открытого образования.


Из фотоальбомов Приложения к журналу: