«ПЕДАГОГИЧЕСКИЙ STEM-ПАРК» - новый формат партнерского взаимодействия системы образования и бизнеса

Михайлова Наталия Николаевна,
доктор педагогических наук, профессор,
научный руководитель социально-образовательных проектов Ассоциации участников рынка артиндустрии

Развитие наукоемких технологий, создание высокотехнологичных производств, восстановление и создание новых промышленных предприятий, центров технологического прорыва по приоритетным направлениям науки и техники, о которых в своих выступлениях неоднократно говорили президент, видные ученые и представители бизнеса России, во многом зависит от воспитания будущих инженеров в системе общего и дополнительного образования.


Образование мирового уровня в модели STEM, несомненно, значимо для достижения любой цели, которую мы, как нация, ставим перед собой - экономическое процветание, международная конкурентоспособность, сильная национальная оборона, экологически чистая энергетика будущего, здоровая жизнь для всех россиян и успешные перспективы отдаленного будущего. Прогнозируется, что спрос на профессионалов в области STEM вырастет к 2025 году на 8%, тогда как на другие профессии – только на 3%. Поэтому в России открываются 145 STEM-центров Intel, создаются региональные центры "Сириус, и Кванториумы (75 к 2025 году), развиваются Центры технической поддержки образования и технопарки. Согласно паспорту приоритетного проекта «Доступное дополнительное образование для российских детей» в 2018 году планируется переоснастить около 400 тысяч учебных мест дополнительного образования, а к 2025 году – более 1,8 млн. учебных мест. Поэтому сегодня особую актуальность приобретают задачи по обновлению программного поля, совершенствованию материально-технической базы, созданию особых образовательных пространств, а решение этих задач невозможно без развития кадрового потенциала системы образования. Однако мы видим, что реализация программы Концепции развития дополнительного образования детей, региональных и муниципальных программ развития технического творчества в настоящее время серьезно сдерживается рядом факторов:

  • недостаточным количеством современных дополнительных образовательных программ, развивающих компетенции в области мехатроники, робототехники, электроники, программирования и в других областях технического творчества;
  • значительным дефицитом квалифицированных педагогов, готовых организовать учебный процесс на современном оборудовании и с использованием образовательных технологий, популяризирующих инженерные профессии и формирующих инженерно-технические компетенции учащихся;
  • недостаточным использованием механизмов ГЧП для повышения качества, доступности и инвестиционной привлекательности программ общего и дополнительного образования в области инженерно-технической подготовки и технического творчества.

 

В устранении этих факторов заинтересованы и государство, и общество, и образование, и бизнес. Пришло время для построения эффективных партнерских отношений с общественными организациями и бизнес-сообществами, которые, безусловно, укрепят дополнительное образование, добавив столь необходимые системе современные ресурсы. Одним из форматов такого партнерского взаимодействия является проект «ПЕДАГОГИЧЕСКОГО STEM-ПАРКА» и 7 февраля 2017 года состоялось его открытие на базе Института математики, информатики и естественных наук МГПУ (далее - ИМИиЕН МГПУ). Этот уникальный проект создавался и реализуется в рамках государственно-частного партнерского взаимодействия МГПУ и Ассоциации участников рынка артиндустрии, а также созданной при ассоциации Гильдии индустрии учебной мехатроники, робототехники и других видов технического творчества.


Партнёрский проект педагогического STEM-ПАРКА позволяет реализовать технологию быстрого внедрения инноваций, повысить качество высшего и дополнительного профессионального образования за счет аккумулирования лучшего опыта образовательных организаций и использования в процессе обучения современной, постоянно обновляющейся и пополняющейся материально-технической и методологической базы в области STEM образования и различных видов технического творчества.
В педагогическом STEM-ПАРКЕ на базе МГПУ планируется обучить не менее 1000 будущих и действующих педагогов дошкольного, общего и профессионального образования в 2017 году. Гибкая система небольших лабораторно-практических модулей позволит не только выстроить индивидуальную траекторию обучения и использовать все плюсы накопительной системы при повышении квалификации, но и:

  • научиться работать на современном оборудовании, освоить предлагаемые производителями программно-методические комплексы для различных возрастных групп обучающихся;
  • познакомиться с уникальными людьми, работающими на будущее образования, и войти в сообщество – Гильдию учебной мехатроники, электроники, робототехники и других видов технического творчества;
  • попробовать себя в качестве эксперта современного оборудования, материалов, технологий и типовых решений для развития дополнительного образования;
  • найти партеров, с которыми смогут сотрудничать по наращиванию потенциала в интересующей их области, по поддержке и спонсорству в проведении конкурсных мероприятий и по многим другим направлениям.

 

 Сегодня очень важно повышение информированности педагогов о том, что предлагают им разработчики современного оборудования и средств обучения. Важно реализовать право осознанного выбора педагогом того предложения, которое позволит ему повысить качество реализуемой программы или открыть новую программу. Осознанный выбор педагога «чему и на чем учить» – это одно из условий грамотного планирования закупок и оптимизации бюджетных затрат на обновление программного поля и материально-технической базы.
Еще одной важной особенностью проекта является привлечение разработчиков и производителей современного оборудования к организации учебного процесса. Кто лучше них расскажет об особенностях и возможностях использования сложных технических решений? Кто расскажет о новых разработках и предложениях, позволяющих реализовать преемственность и использование имеющегося оборудования в новых образовательных продуктах? А ведь это основа развития и наращивания потенциала материально-технической базы образовательной организации, и без прямого контакта с производителем есть риск быстрого устаревания закупленного оборудования. Группа компаний: ЗАО «Дидактические Системы», ООО «Брейн Девелопмент», ООО «Экзамен-Технолаб», АО «Храпуновский инструментальный завод», ООО «СИТИ», ООО «АйТи Агентство ОС3» и ООО «Интеллект Спорт Образование» стали первыми участниками проекта.


 «Педагогический STEM-парк» открывается в Москве, но его ресурсы и возможности заинтересовали образовательные организации высшего и дополнительного профессионального образования в странах ближнего зарубежья и в регионах России. Его ресурсы уникальны, и образовательные организации готовы использовать сетевую форму реализации образовательных программ, которые позволяют часть образовательной программы реализовать на базе партнера. На открытии присутствовали представители образовательных организаций высшего образования из Казани, Ульяновска и Минска.
Сегодня время и скорость внедрения инноваций имеет принципиальное значение, поэтому в регионах, где идет развитие современного производства, понимают, что ресурсы «Педагогического STEM-парка» и механизмы государственно-частного партнерства позволят подготовить педагогов, способных дать подрастающему поколению качественное STEM-образование, а значит решить стоящие перед ними задачи и быть всегда на пике внедряемых инноваций.

 

avatar
Поделиться с друзьями:
Про ДОД
Информационно-методический журнал "Про ДОД"
Журнал «Про ДОД» – специализированный электронный журнал для работников системы дополнительного образования. Издает журнал Ресурсный научно-методический центр непрерывного образования ГБПОУ «Воробьевы горы», научное руководство осуществляет кафедра педагогики внеурочной деятельности Московского института открытого образования.


Из фотоальбомов Приложения к журналу: