Память моего детства

                                                  Мансуров Борис Александрович,

воспитанник Ансамбля 1955-1963-х годов,

ныне инженер по звуку

Государственного Кремлёвского Дворца

           

            Я часто вспоминаю Алексея Сергеевича Ильина - этого прекрасного педагога, моего музыкального учителя, дирижёра оркестра, а впоследствии художественного руководителя Ансамбля имени В.С. Локтева. И мне захотелось написать эту небольшую статью о Ильине А.С.

Ильин А.С., 1981

            Все, кто участвовал в жизни Ансамбля тех лет, знают А.С. Ильина и с теплотой говорят о нём. Мне довелось играть на домре в оркестре с 1955 по 1963 годы, и дирижёром тогда был Алексей Сергеевич.

Ильин А.С. настраивает смычковый контрабас. Муром-84

            Сам Ансамбль оставил огромное впечатление о самых лучших годах моего детства. Прежде всего, своими неповторимыми педагогами – Владимир Сергеевич Локтев, Алексей Сергеевич Ильин, Виктор Семёнович Чунин. Замечательные педагоги работали в Ансамбле - Колдобский Сергей Александрович - по ударным инструментам, Караваев Василий Васильевич - по баянам, Гусев Станислав Дмитриевич - по балалайкам. Была видным педагогом в танцевальном коллективе Елена Романовна Россе, педагоги в хоре. Но хотелось остановиться сейчас на замечательном музыканте, дирижёре, славном педагоге, прекрасном человеке А.С. Ильине.

2013 г. В.Ионченков и Б.Мансуров со своим любимым дирижером В.С. Чуниным

Дело в том, что мы, мальчишки-озорники, играли в оркестре, но были шалунами, и, конечно, было нелегко с нами. В оркестре были ребята и более старшего возраста, и нам хотелось, как и они, хорошо играть на инструменте. Произведения были не из лёгких, и я иногда удивлялся, что играют юные пионеры, а звучит оркестр, будто взрослый. Алексей Сергеевич иногда, сидя за пультом дирижёра, брал балалайку и показывал, как надо сыграть тот или иной ход. Он любил не только свою музыкальную работу, но и нас, мальчуганов. Ну, вот один эпизод из репетиции оркестра, который вспоминаю со стыдом, но в то же время с улыбкой.

Колдобский Сергей Александрович. 1967 г. Франция

Алексей Сергеевич объявил перерыв оркестра, и во время этого перерыва ребята засунули меня в футляр от контрабаса, и закрыли его. После перерыва Алексей Сергеевич поднялся за дирижёрский пульт, и мы продолжили играть нелёгкую вещь - «Увертюру» из кинофильма «Дети капитана Гранта». Вдруг зашевелился футляр, стоявший недалеко от дирижёра. Мальчишки засмеялись – это их рук дело. Дирижёр попросил открыть футляр, и я вышел красный то ли от стыда, то ли от отсутствия воздуха в футляре. Конечно, Алексей Сергеевич попросил всех нас выйти из помещения и не мешать репетиции. Он понимал, что это наш юный возраст приводил к таким шалостям. Мы, выйдя во двор, стали играть в футбол, и потом, вновь раскрасневшиеся, заняли свои места в оркестре. Конечно, мы шалили, но вместе с тем, старались хорошо разучивать партии на своих инструментах, ведь мы видели, как нас не только учили в оркестре играть, но и относились с уважением.

Такой и был Алексей Сергеевич. Сейчас, вспоминая эти эпизоды, становится стыдно от нашего юношеского задора, баловства. Когда мне было уже 15 лет, ко мне подошёл Алексей Сергеевич и предложил поступать в музыкальное училище имени Октябрьской революции. Он хотел потом пригласить меня в хореографический ансамбль «Березка», где работал дирижёром оркестра. Я обрадовался и, придя домой, объявил об этом родителям, но отчим прямо сказал мне – «Я - рабочий и ты будешь рабочим». Так на моей возможной профессиональной работе музыканта был поставлен крест.

Впрочем, в своей жизни, я никогда не расставался с музыкой. Я руководил вокально-инструментальным ансамблем и играл в нём на клавишных. Ансамбль неоднократно занимал первые места в конкурсах районного и городского масштаба. До сих пор не расстаюсь с аккордеоном. Работая в своей домашней звуковой студии, пишу музыку к понравившимся мне стихам и записываю инструментальные композиции. В качестве аранжировщика и звукорежиссёра сотрудничаю с замечательным фольклорным ансамблем «Берегиня» и записываю на трек любимый инструмент - домру. То, чему научили меня А.С. Ильин, В.С. Чунин, помогало мне заниматься музыкой хоть и любительски, но нотная грамота оказалась всегда нужна

Алексей Сергеевич Ильин в памяти у меня остался как сильный профессионал в музыке и просто как прекрасный человек. Отдавая нам свою любовь, он был как друг и мог разговаривать с нами серьёзно, а мог и пошутить. В этом и был секрет успеха дорогого Алексея Сергеевича Ильина.  И, мы, бывшие локтевцы, с особой теплотой вспоминаем добрым словом его, нашего дирижёра, нашего замечательного педагога, талантливого профессионального музыканта.

Всего комментариев: 1
avatar
Поделиться с друзьями:
Про ДОД
Информационно-методический журнал "Про ДОД"
Журнал «Про ДОД» – специализированный электронный журнал для работников системы дополнительного образования. Издает журнал Ресурсный научно-методический центр непрерывного образования ГБПОУ «Воробьевы горы», научное руководство осуществляет кафедра педагогики внеурочной деятельности Московского института открытого образования.


Из фотоальбомов Приложения к журналу: