Гомзиков С.А.

Педагог дополнительного образования 

ГБУ ДО Центр творчества «На Вадковском»

      

Развитие художественно-творческих способностей детей младшего школьного возраста является на сегодняшний день актуальной задачей обучения и воспитания.

Один из важнейших аспектов ее решения — научить ребят видеть прекрасное в обыденном, развить тонкость восприятия мира, наблюдательность, не заглушив при этом индивидуальную творческую жилку, усилить и развить имеющиеся природные задатки ребёнка. В этом заключена основная направленность работы педагога.

Выход с маленькими студийцами на этюды способствует поставленной задаче, как никакой другой вид художественного обучения. Вместе с тем, выход на пленэр, к сожалению, практически не практикуется в изостудиях и кружках художественного творчества, так как связан с организационными и техническими сложностями, наличием финансовых затрат, дефицитом времени, а главное, отсутствием качественных методик проведения таких занятий для детей младшего школьного возраста. Что греха таить, и проблема безопасности при проведении подобных выездов в наше неспокойное время стала весьма актуальна. Занятия на природе, как правило, организуются за счет энергии и энтузиазма отдельных педагогов и родителей. Этюдная практика проводится, в основном, лишь с учащимися специализированных художественных школ, да и то обычно с детьми среднего и старшего школьного возраста.
Итак, что же именно дает выезд на пленер младшим школьникам?

Выезд на природу — это, прежде всего, яркие, необычные впечатления. Педагог должен научить детей видеть красивое в казалось бы обыденном природном пейзаже, привычных городских улицах, а затем суметь передать увиденное на бумаге.

Безусловно, на пленэрной практике учащиеся попадают в новую, необычную, иногда не совсем комфортную для них, рабочую обстановку, когда нужно рисовать не в уютном классе, а на открытом месте, подчас на виду у прохожих. Также в процессе рисования  на природе существуют жесткие временные рамки, к которым  студийцы еще не привыкли — ведь состояния природы очень скоротечны, да и освещение меняется довольно быстро.

Многолетний опыт показывает, что данная ситуация учащихся практически всегда активизирует, мобилизует, заставляет стать более самостоятельными. У маленьких художников возникает азарт охотника: хочется ухватить красивый момент, успеть здесь и сейчас передать его на бумаге. Кроме того, на пленэре ребенок более автономен в работе: он как бы один на один остается с поставленной перед ним задачей.

Все это заставляет детей собраться, сконцентрироваться. Учащиеся на этюдной практике практически не шалят, не занимаются пустыми разговорами. Напротив, они очень сосредоточены, собраны, пытаясь максимально использовать время для получения хорошего результата.

Надо отметить, что разработанная нами форма работы на пленере для детей младшего школьного возраста несколько отличается от классической — она успешно оправдала себя и даёт наилучшие результаты.

Итак, в проведении этюдной практики для детей младшего школьного возраста существуют основные моменты.

Одно из главных условий: прежде, чем к рисованию приступят дети, педагог начинает сам создавать этюд на собственном этюднике, поэтапно показывая детям весь процесс, максимально подробно рассказывая о приемах и последовательности в данной работе. Дети при этом не рисуют, а смотрят и запоминают «технологию».

Что это дает?

У ребят, во-первых, уходит «страх перед белым листом». Во-вторых, они перестают концентрироваться на деталях не важных, второстепенных, но бросающихся в глаза и начинают видеть всю задачу по изображению совокупно — в целом — и правильно ее решать, концентрируясь на главных элементах пейзажа.

Далее… Время, затраченное педагогом на свой показательно-разъясняющий этюд, не должно превышать 15-ти минут, а начинать с детьми этюдную практику следует с листов бумаги формата А5 (половина А4) — не более. Листы именно такого формата проще «заполнить рисунком» за отведенное время — это время составляет 30 минут. Дело в том, что дети младшего школьного возраста не могут в большинстве своем заниматься какой-либо одной деятельностью дольше 45 минут — следовательно, на показательно-разъясняющую часть отводится 15 минут, а на практическую часть — 30. При таком временном режиме оптимально задействованы ресурсы внимания и сил учащихся.

Также следует сказать, что в этюдной практике краски нужно использовать гуашевые — они наиболее удобны в работе на природе: не текут, как акварельные, и не пачкаются, как масляные.

Еще один существенный момент — выбор видовой точки. Преподаватель заранее выбирает место для этюдов, а вот выбор видовых точек должен осуществляться обязательно совместно с детьми. Для чего это нужно? В процессе подобного выбора дети учатся замечать красоту мест и, что не менее важно, вычленять из увиденного главное.

Необходимо провести и подготовительную работу с детьми. Рассказать им, что такое рисование с натуры, для чего это нужно, кто и когда придумал этот вид художественной практики. Рассказать о великих художниках, использовавших в своих работах натурные зарисовки (Шишкин, Иванов, Серов, Поленов, Верещагин, Моне, Ван Гог). Свой рассказ необходимо проиллюстрировать работами этих художников — этюдами и картинами, выполненными уже в мастерской на основе этих этюдов. Следует также показать картины художников, никогда не пользовавшихся этюдным материалом в своём творчестве и обязательно сравнить их между собой — для наглядности и лучшего закрепления материала.

Выезды на пленер проводятся только ранней осенью или весной. Предпочтительнее всего тёплый безветренный день, особенно удобны дни несолнечные, когда небо затянуто ровной пеленой облаков: так скорее удастся избежать сильных теневых и световых контрастов, которые пока еще плохо умеют изображать дети.

После пленэра, в стенах студии, следует обсудить с учащимися итоги выезда, проанализировать получившийся результат, выявить ошибки и обсудить способы их исправления.

Итак, подводя итоги, хотелось бы отметить, что пленэрная практика — это не просто обыденные уроки, это нечто большее. Дети учатся тоньше чувствовать, «острее» видеть, развивают глазомер, твердость руки, получают практические знания и основы живописного мастерства, вырабатывают способность находить общее и различное во внешних признаках, учатся анализировать результаты собственных работ, используя при этом необходимые термины и понятия.  Изучив в ходе этюдной работы внутреннюю логику гармонии света, цвета и композиции, маленькие художники смогут впоследствии создавать убедительные интересные творческие работы!

СПИСОК ЛИТЕРАТУРЫ

  1. Базанова М.Д. Пленэр. — М: Изобразительное искусство,1994
  2. Неменский Б. М. Педагогика Искусства — М: Просвещение, 2012
  3. Беда Г.В. Основы изобразительной грамоты. — М: Советский художник, 1981
  4. Иогансон Б.В. Молодым художникам о живописи. — М.: Советский художник, 1959
  5. Огалевич В.О. О работе над этюдами пейзажа. — М: Профиздат, 1963