Он очень любил детей

Московский Дворец пионеров невозможно представить без Ансамбля песни и пляски им В.С. Локтева. Он по праву считается гордостью Дворца. Концерты Ансамбля – это всегда праздник, как для детей-участников, так и для слушателей, поскольку выступают дети высокопрофессионально, душевно, трогательно. Ансамбль воспитал уже несколько поколений музыкантов. Но главное, даже не это, а та высокая общечеловеческая культура, которую дети несут, выйдя из коллектива Ансамбля в большую взрослую жизнь. Мы предлагаем вашему вниманию два материала, посвящённых Ансамблю песни и пляски им В.С. Локтева, написанных его воспитанниками. Таким образом мы начинаем серию публикаций, посвящённых восьмидесятилетию Московского дворца пионеров.

Из книги Владимира Николаевича Ионченкова «Ансамбль песни и пляски им В.С. Локтева»

Ионченков В.Н., воспитанник Ансамбля 1960-х годов, ныне заслуженный работник культуры РСФСР, заслуженный артист РФ, профессор, руководитель квартета виртуозов «Московская балалайка»

Володя Ионченков, Толя Маркелов и Витя Гольцов. 1964 г

Участники Ансамбля имеют редкую возможность изучать историю страны не по учебникам. Они в центре основных событий. Будь то съезд партии или комсомола, слет пионерии или приезд именитых гостей!

Запомнился концерт для делегатов Всемирного форума молодёжи, который состоялся 19 сентября 1964 года. После таких концертов дети подолгу стояли около Кремлевского Дворца Съезда в ожидании, когда к ним выйдут иностранные делегаты, у которых всегда были значки, жвачка, сувениры. Среди них никогда не было локтевцев. Нет! Это был не запрет подходить к иностранцам. Перед одной из репетиций Локтев сумел объяснить нам, что такое чувство достоинства. И оно срабатывало неизменно. Владимир Сергеевич объяснял, как надо принимать подарки, чем отличается подачка от сувенира. Бывает, когда от подарков отказываться нельзя, чтобы не обидеть человека. Как, например, в той ситуации, в которой я оказался в Болгарии.

Однажды, после концерта в Пловдиве, мне подарили столько роскошных роз, что я не мог удержать их все в руках. А тут ко мне подошла женщина и стала давать еще цветы. Я показал ей жестами, что у меня заняты руки. Женщина расстроилась до слез и отвернулась в сторону. Локтев это заметил, подошел ко мне и сказал:

- Как ты смел? Это заслуженная учительница Болгарии. Ты ни за что обидел человека. Надо было все розы положить к её ногам, а её букет взять и прижать к сердцу…

Ансамбль — это школа, где воспитываются правильные взаимоотношения между людьми, закладывается определённое мировоззрение. Локтев понимал, что одних репетиций и концертов детям мало. Человеческие отношения развиваются в общении и начинаться они должны с первых дней рождения. Мальчишки и девчонки, когда их объединяют общие воспоминания, переживания, общие дела, становятся более общительными, добрыми, терпимыми к недостаткам других. Локтевцы, настоящие локтевцы, всегда протянут друг другу руку помощи, поддержат не только словом, но и делом.

Локтев, шутя, высмеивал недостатки, умел найти правильное слово для провинившихся.

Он замечал недостатки, но мало кто видел, как он помогал избавиться от них. По ходу сказанное слово воспитывало.

Одно время у мальчишек и девчонок появилась странная привычка жевать травинки. Как-то на гастролях в Сибири шли по берегу Байкала наши девочки из хора. Одна из них сорвала травинку, за ней другая. Идут, разговаривая между собой сквозь травинки. Навстречу им – Локтев с завхозом. Вдруг Владимир Сергеевич остановился и громко распорядился:

- Михал Михалыч! Посмотрите на хор. Накормите девочек как следует. Обратите внимание на Наташу. Выдайте ей две порции. Разве Вы не видите, как ребенок изголодался! День и ночь жует сено.  

Дружба на всю жизнь. Выпускники Ансамбля, домристы Борис Мансуров и Владимир Ионченков

Он очень любил детей

Ильина Л.А., воспитанница Ансамбля 1970-х годов,

педагог Ансамбля с 1981 г.

Впервые имя Владимира Сергеевича Локтева я услышала при самых скорбных обстоятельствах. В тот ноябрьский день хормейстер нашего районного хора пришёл на занятие очень грустным. «Ребята, сказал Валерий Павлович – вчера не стало замечательного музыканта, создателя знаменитого ансамбля городского Дворца пионеров, Владимира Сергеевича Локтева. Владимир Сергеевич очень любил детей и написал для вас много хороших песен. Сегодня мы будем петь его песни». Песни Владимира Сергеевича были хорошо известны, они звучали по радио, их пели в школе. Многие из них я хорошо знала, но в тот день особенно ощутила, до чего мелодичны эти песни, как приятно их петь.

Владимир Сергеевич Локтев

«Он очень любил детей» - тогда эти слова просто запомнились, но позже, когда мне невероятно повезло стать воспитанницей Ансамбля, к тому времени уже гордо носящего имя Владимира Сергеевича Локтева, эти слова объяснили очень многое в жизни этой невероятно доброй и дружной ребячьей республики.

Записка А.С.Ильина

Ансамбль всегда жил очень бурной творческой жизнью. Занятия, на которые мы старались не опаздывать и уж, тем более, их не пропускать, были очень интересными, а ведь ещё были сводные репетиции, концерты, гастрольные поездки... Всё это наполняло жизнь до краёв огромной радостью. Замечательные педагоги Хосе Петрович Филиппе, Зоя Ивановна Жукова, Анна Алексеевна Егорова, Раиса Андреевна Жданова, Ольга Ивановна Бирюкова… Они учили нас не только петь, но и правильно себя вести. Незаметно, исподволь преподавали нам правила хорошего тона, учили всегда быть доброжелательными и скромными. И это было правильно. Помню, с какой радостью и гордостью сообщила я в школе, что меня приняли в хор Ансамбля имени Локтева, и с каким уважением смотрели на меня и учителя, и школьные товарищи.

Учили нас не только педагоги хора. Один взгляд Елены Романовны Россе, непревзойдённого хореографа, заставлял вытянуться в струнку. А девочки, занимавшиеся в хореографии, – все сплошь красавицы. Такие они были изящные и изысканные. Так хотелось быть похожей на них хоть чуточку.

Виктор Семёнович Чунин – нервный, порывистый, очень чуткий и очень добрый. Сводные репетиции под его руководством всегда были праздником, хотя трудились мы них изрядно.

Учиться нужно было хорошо. За плохие оценки могли отлучить от занятий в Ансамбле до их исправления, а пропустить 1-2 занятия, даже по болезни, казалось большой бедой. Ведь за эти занятия хор мог выучить новые произведения, могла пройти сводная репетиция или даже выступление, и было бы очень обидно лишить себя таких радостных событий.

В Сочи! 1963 г.

Владимир Сергеевич Локтев, а затем и Алексей Сергеевич Ильин вместе с педагогами Ансамбля создавали территорию доброты, на которой хорошо было каждому ребёнку, который пришёл сюда заниматься. С годами поступить в Ансамбль становилось всё труднее. Детей (и родителей), мечтавших об этом, было очень много и принять всех желающих было уже трудно. В 80-е годы в Ансамбле занималось уже около полутора тысяч ребятишек. Но традицию Владимира Сергеевича - каждому ребёнку, пришедшему в Ансамбль, стараться найти дело по душе и по способностям - продолжил Алексей Сергеевич Ильин. Тяжелобольной Локтев сам попросил своего соратника стать во главе коллектива. Алексей Сергеевич с 1945 по 1962 год преподавал в Ансамбле струнные инструменты, был руководителем оркестра. В 1959 году Надежда Сергеевна Надеждина, создатель и художественный руководитель хореографического ансамбля «Берёзка», пригласила его создать оркестр, и до 1968 года Алексей Сергеевич работал в «Берёзке». Мудрый Локтев знал, что у Ильина всё получится, потому что Ильин тоже очень любил детей. Запомнилось, что каждый год во время приёма Алексей Сергеевич сам участвовал в просмотрах в хореографические классы, а потом собирал тех ребят, кто в хореографию не прошёл, и вёл их на прослушивание в хор или в оркестр. Рассказывал про инструменты, приводил детей вместе родителями в классы педагогов-инструменталистов. «Главное, говорил Алексей Сергеевич, - чтобы ребёнку понравилось у нас учиться, чтобы он захотел остаться в Ансамбле».

Алексей Сергеевич Ильин

В Ансамбле много добрых традиций. Одна из них: возложение цветов к памятникам погибших воинов во всех городах, куда Ансамбль приезжал на гастроли. Цветы возлагали торжественно. Хор обязательно пел «Криницы» Андрея Эшпая. Ребята всегда очень остро чувствовали важность этой минуты.

Мы были в Хатыни. Памятник, конечно же, потряс всех. И один из наших баянистов снял с груди пионерский галстук, которым очень дорожил, и повязал на памятник. А галстук у него был особенный, очень красивого алого цвета. Таких галстуков в СССР не продавали.

А еще - поздравление именинника прямо на сцене, если день рождения совпадал с днём концерта. Ребята, которым так повезло, когда сам художественный руководитель поздравляет тебя на сцене, а ещё и хор споёт локтевскую поздравительную песенку, помнят об этом событии всю жизнь. Выпускники рассказывали мне, что тот день рождения был самым необыкновенным и радостным. Эту традицию продолжает и нынешний руководитель Ансамбля Леонид Михайлович Фрадкин. Я думаю, что и нынешние воспитанники мечтают, чтобы их день рождения выпал на день большого концерта Ансамбля.

Ансамбль сегодня

 

Всего комментариев: 2
avatar
0
1
avatar
Поделиться с друзьями:
Про ДОД
Информационно-методический журнал "Про ДОД"
Журнал «Про ДОД» – специализированный электронный журнал для работников системы дополнительного образования. Издает журнал Ресурсный научно-методический центр непрерывного образования ГБПОУ «Воробьевы горы», научное руководство осуществляет кафедра педагогики внеурочной деятельности Московского института открытого образования.


Из фотоальбомов Приложения к журналу: