Общественное управление образованием как фактор становления гражданина

 

 Игишев В.Г., зам. руководителя РНМЦ НО ГБПОУ "Воробьёвы горы", к.п.н.

Реализуемые сегодня задачи модернизации общего образования в столице, интеграционные процессы всех видов образования, проистекающие, в том числе на базе современных образовательных комплексов, требуют активного общественного участия в управлении образованием, в оценке его эффективности и обеспечении качества. Данные направления рассматриваются как приоритет развития образования в стратегических документах российского образования:

- Федеральный закон «Об образовании в РФ»;

- Государственная программа «Развитие образования» на 2013-2020 гг.;

- Концепция развития дополнительного образования детей;

  - Концепция духовно-нравственного развития и воспитания личности гражданина России (авторы А.Д. Данилюк, В.А. Тишков, А.М. Кондаков,);

Совсем недавно Министерство образования и науки РФ провело апробацию новой эффективной формы участия представителей местных сообществ и участников образовательного процесса в управлении общеобразовательным учреждением – Управляющего совета, как уже действует новый институт общественного контроля – Наблюдательный совет. В рамках Приоритетного национального проекта «Образование» были реализованы региональные комплексные проекты модернизации образования, в которых было предусмотрено широкое общественное участие в управлении образованием и в оценке его качества. Реализация этих проектов показала значимость и важность государственно-общественного управления образовательными организациями в обеспечении общественной поддержки модернизации образования.

Развитие общественного участия в формировании образовательной политики, в управлении и мониторинге качества образования остается одним из приоритетов развития образования на ближайшую перспективу, в числе основных направлений деятельности Правительства РФ, Департамента образования города Москвы, образовательных комплексов. Государственная программа «Развитие образования» на 2013-2020 годы предусматривает открытость школьного управления, развитие практики общественного участия в управлении образовательными организациями. Важным участником системы государственно-общественного управления является «общественность», под которой мы выделяем организованные структуры, отражающие интересы социальных групп в области образования, в т.ч.:

- объединения участников образовательного процесса;

- объединения, обеспечивающие систему образования всеми видами ресурсов.

В современных образовательных комплексах (далее - Комплекс) реализуется трёхуровневая модель управления на основе принципов единоначалия и коллегиальности:

  1. уровень - органы, представляющие государственное управление учреждением - органы учредителя: Генеральный директор, директор, администрация;
  2. уровень - органы государственно-общественного управления учреждением (коллегиальные органы): Общее собрание работников и обучающихся Комплекса, Управляющий совет, Педагогический совет, Наблюдательный совет;
  3.  уровень - органы общественного самоуправления и самоорганизации участников образовательного процесса: Советы родительской общественности, советы обучающихся, профсоюзы работников Комплекса, детские и молодежные  ученические общественные объединения и организации. 

Органы государственно-общественного управления создаются в Комплексе, прежде всего для вовлечения общественности в стратегическое управление. Оперативное и текущее руководство образовательным учреждением остается в исключительной компетенции органов учредителя.

Органы государственно-общественного управления, созданные для стратегического управления, формулируют общие, то есть согласованные и принятые в образовательном сообществе смыслы, нормы, а также определяют необходимые процедуры и правила для эффективной реализации программы развития. Для этого они наделяются правом принимать нормативные решения, участвовать в эффективном распределении ресурсов, в установлении стандартов мотивации для достижения целей программы развития учреждения. В этом процессе безусловно должны принимать участие все участники образовательного процесса, в том числе и учащиеся. «У школьников есть право на участие в управлении образовательной организацией, закреплённое Законом «Об образовании в Российской Федерации». Это право они могут реализовать через систему школьного ученического самоуправления. Следовательно, школьное ученическое самоуправление – это не «управление самими собой», не самоорганизация школьного коллектива, не помощь администрации школы в организации дежурств или проведении мероприятий.» (1)

Образовательные комплексы, объединившись из многих учреждений образования Москвы, вобрали в себя богатый опыт традиций, в том числе общественного самоуправления и гражданской ответственности за результаты деятельности коллективов. За многолетнюю  историю деятельности учреждений дополнительного образования детей - Дворцов/домов/клубов/штабов пионеров и школьников (далее – Дворец пионеров) были продемонстрированы уникальные образцы общественного служения детству, в которых выкристаллизовывалась модель  общественного участия, самоуправления, волонтерства, преемственности поколений, гражданственности. 

Основные черты гражданского облика личности закладываются в детском, подростковом и юношеском возрасте на основе опыта, приобретаемого в семье, школе, социальной среде. Министерством образования России в качестве результатов гражданского воспитания определены: формирование гражданской компетенции личности и становление у школьников гражданского самосознания на основе ценностей российской и мировой культуры. Четко выражена позиция, что достижение данного результата возможно лишь при создании целостной системы гражданского образования и воспитания, включающей как учебный процесс, так и внеурочную и внешкольную деятельности и охватывающей все уровни и этапы школьного образования. В советско-российской педагогике на протяжении всего XX века и далее идет борьба за превращение обучаемого в обучающегося, за становление его субъектом образовательного процесса. Например, видный педагог, организатор первых учреждений дополнительного образования С.Т. Шацкий еще в 1900-е годы призывал «…бороться за самостоятельность детей, за детскую индивидуальность» [5; С. 260]. Во Дворце пионеров эти задачи всегда решали общественные организации и органы ученического самоуправления: от пионерско-комсомольских штабов до городского ученического самоуправления. В интегрированном образовательном учреждении всех видов и уровней образования есть все условия для развития на практике гражданской активности – получение опыта реальных социально- значимых дел, участие в общественных объединениях, движениях и акциях, направленных на защиту прав обучающихся, укрепление правопорядка и ответственного поведения, профилактика асоциального поведения, развитие волонтерства, практика взаимопомощи, реальная система ученического самоуправления.

В рамках действенной системы государственно-общественного управления в Комплексах действуют органы самоуправления, к которым относятся:

- самоуправляемые органы педагогической и родительской общественности: советы родителей, советы обучающихся, советы молодых специалистов, профсоюзы работников;

- ученическое самоуправление - форма организации жизнедеятельности коллектива учащихся, обеспечивающая развитие их самостоятельности в принятии и реализации решений для достижения общественно значимых целей в виде советов старшеклассников, актива класса, института старост с выборными традиционными поручениями в классе; основное предназначение ученического самоуправления – удовлетворить индивидуальные потребности обучающихся, направленные прежде всего на защиту их гражданских прав и интересов, участие в решении насущных проблем общеобразовательного учреждения.

- детская общественная организация (объединение), отделение российской школьной организации - добровольное, самодеятельное, самоуправляемое объединение детей и взрослых, созданное для совместной деятельности на основе общих целей и интересов. Взаимоотношения детской общественной организации (или нескольких организаций) с другими формированиями образовательного учреждения строятся на партнерских началах на основе договора или соглашения.

Органы ученического самоуправления и детские общественные организации (объединения), создаваемые на базе структурных подразделений Комплекса, различаются по своему правовому статусу, функциям и задачам, но служат одной цели – становлению гражданской ответственности. Гражданская ответственность формируется, когда человек осознаёт реальные проблемы своей страны, сообщества, семьи и начинает защищать их интересы. В современных условиях, важным гражданским качеством становится способность к самоопределению, благодаря которому человек сможет разумно существовать в условиях выбора, т.е. в условиях свободы и ответственности. Сегодня необходимо возродить в российском обществе чувство истинного патриотизма и гражданственности как важнейших духовно-нравственных и социальных ценностей, сформировать в молодом человеке граждански активные, социально значимые качества, которые он сможет проявить в созидательном процессе, в укреплении и совершенствовании его основ, в тех видах деятельности, которые связаны с эффективным развитием общества.

Какие виды оптимизации процессов становления ответственного гражданина в условиях образовательно-воспитательной системы Комплекса и его общественных институтов, имея в виду те реальные возможности, которыми располагают органы управления, самоуправления, общественные движения и объединения участников образовательного процесса Комплекса в настоящее время должны произойти:

1. Формирование и внедрение нормативно-правовых основ управления, самоуправления, самоорганизации участников образовательного процесса. Определение роли, места, социально-правового статуса, задач, функций, направлений деятельности каждого органа, как составных элементов единой системы управления Комплексом, а значит системы общественного участия с учётом их функциональной специфики.

2. Педагогическое и организационно-методическое обеспечение. Развитие и совершенствование форм и методов общественного контроля, гражданского участия, осуществляемого органами государственно-общественного управления, ученического самоуправления, общественными организациями и движениями, в том числе молодежными.

3. Организация новой, соответствующей реальностям Комплекса, системы развития педагогических и управленческих кадров, способных эффективно, на высоком качественном уровне решать современные задачи общественного управления образованием, гражданского участия и самоуправления.

4. Разработка модели управления общественными институтами и обеспечение взаимодействия всех субъектов управления Комплекса и их структур.

5. Ресурсное обеспечение общественного управления Комплексом. Финансовое сопровождение (за счет специально созданного внебюджетного фонда) инициатив органов ученического самоуправления и детских общественных организаций и движений.

Создание таких условий для оптимизации деятельности по гражданскому участию, государственно-общественному управлению, самоуправлению предполагает поиск принципиально новых подходов.  Действенность или эффективность педагогического обращения к детскому сознанию проявляется в пробуждении у школьников внутреннего стремления к саморазвитию, ответственному отношению к результатам образовательной деятельности, уважительному отношению к системе образования в целом, к Комплексу и его работникам, в частности.

Содержание гражданского участия в сфере образования, определяемое его целью и задачами, обусловливается особенностями, динамикой и уровнем развития нашего общества, состоянием его экономической, духовной, социально-политической и других сфер жизни, проблемами формирования подрастающего поколения, современными тенденциями развития этих процессов. Задача всех участников образовательного процесса Комплекса - максимальное включение в процесс управления собственной насыщенной образовательной средой, посредством действующих институтов общественного управления и самоорганизации на благо будущего нашей страны, Москвы и каждого юного гражданина.

  1. Прутченков А.С., Фатов И.С. Ученическое самоуправление: организационно-правовые основы, система деятельности: учебно-методическое пособие / А.С. Прутченков, И.С. Фатов. — М.: Изд-во Моск. гуманит. ун-та, 2013.
  2. Шацкий С.Т. Что такое клуб? // Избранные педагогические сочинения: В 2-х т. Т. 1. М., 1980.
  3. Игишев В.Г. Современные формы гражданского воспитания // Тенденции преобразований в образовательной сфере в контексте современных изменений в России. – Тюмень: ТОГИРРО, 2003. – 0,2 п.л.
avatar
Поделиться с друзьями:
Про ДОД
Информационно-методический журнал "Про ДОД"
Журнал «Про ДОД» – специализированный электронный журнал для работников системы дополнительного образования. Издает журнал Ресурсный научно-методический центр непрерывного образования ГБПОУ «Воробьевы горы», научное руководство осуществляет кафедра педагогики внеурочной деятельности Московского института открытого образования.


Из фотоальбомов Приложения к журналу: