Образовательный туризм московских школьников

В последнее время все чаще стали говорить об образовательном туризме как о необходимости для развития школьника любого возраста. Каким он должен быть?

На вопросы журнала "Про-ДОД" отвечает  

Моргун Д.В.,

директор ГБОУДО МДЮЦ ЭКТ,

кандидат биологических наук и

кандидат философских наук

 

Как вы оцениваете состояние детского туризма в Москве? Правда ли, что сейчас он мало кому интересен?

Туризм – это совершенно особый образ жизни, это определенное мировоззрение, а не просто увлечение. Поэтому я бы не стал говорить о снижении его популярности.

Системные преобразования образования Москвы положительно повлияли на состояние детского туризма. В прошлом году мы отметили, что всё больше школьников начинают заниматься краеведением и туризмом. Это отчасти связано с ростом популярности внутреннего туризма в стране, но преимущественно это стало возможным благодаря активной популяризации образовательного туризма в Москве. На данный момент существует больше 800 объединений туристско-краеведческой направленности, на постоянной основе в них занимается около 30 тысяч школьников. В 2016 году около 15 тысяч школьников поучаствовали в московском Первенстве по туризму. А если говорить о разных формах туризма, например, экскурсии, то цифры возрастают до 700 тысяч и выше.

Но это статистика. А если говорить о качественных результатах, то команда московских школьников – чемпион на всероссийских соревнованиях по спортивному туризму, победители туристского слета Союзного государства, международных соревнований «Школа безопасности», а также лидеры на соревнованиях страны по лыжному туризму. И список достижений можно продолжать… Я не вижу ни падения интереса к этому направлению, ни деградации его в целом.

Какие из направлений детского туризма вы можете назвать самыми популярными?

Это различные проекты образовательного туризма, а формы выездной деятельности у нас крайне разнообразны: спортивные походы, учебно-тренировочные сборы, профильные сборы (как продолжение программ естественнонаучной направленности). Но всё-таки Первенство по туризму показало, что наиболее популярные виды туризма среди школьников – это водный и пешеходный туризм.

Достаточно востребованным успел стать поисково-исследовательский туризм, хотя мы ввели его в программу только в этом году. По этому виду туризма многие выезды проводятся по местам Боевой славы в Московской и Смоленской областях. Большой интерес вызвали экспедиционные проекты, в частности, экологического направления.

Какие из направлений и мероприятий, по-вашему, имеют наибольший потенциал в развитии? Почему?

Еще в 2014 году у нас стартовал Отрытый образовательный проект по экологическому туризму в Москве. Это серия экскурсий, проводимая специалистами особо охраняемых природных территорий города и нашими педагогами. Всего мы провели 120 экскурсий и охватили почти все особо охраняемые зоны. Я считаю, что этот проект имеет наиболее высокий потенциал. Во-первых, потому что он уже успел стать достаточно популярным. Во-вторых, у нас осталось много неизученных территорий: Новая Москва, например.

Ещё могу назвать проект «Инакор» – интернет активное ориентирование. Он был разработан в 2012 году. По сути, это занимательная игра с использованием дистанционных технологий и основ спортивного ориентирования для путешествий по паркам Москвы. У нас разработаны маршруты для 50 парков.

В дальнейшем эти маршруты будут использованы при проведении городского квеста по естественным наукам для школьников (тоже многообещающее мероприятие).

Ну и не надо забывать про соревнования Фестиваля детско-юношеского туризма. В 2016 году в них приняли участие более 4 тысяч человек.

 

Какая работа проводится по привлечению квалифицированных молодых кадров? Каков средний возраст педагогов по вашему направлению?

Точных статистических данных о возрасте педагогов города я не скажу, но, судя по ГБОУДО МДЮЦ ЭКТ – это около 35 лет. Большинство из наших педагогов – бывшие кружковцы, которые выросли, получили профессиональное образование и остались верны туризму. Как вы понимаете, для туристской деятельности очень большое значение имеет опыт руководителя.

Но высоких спортивных результатов добиваются у нас и молодые педагоги. В сентябре 2015 года педагог нашего центра С.Н. Князев стал победителем в личном зачете на Международном туристском педагогическом слете в Гродно.

В 2016 году был проведен второй Московский туристский слет педагогов на кубок Московской городской организации Профсоюза образования. Кубок был вручен лучшей команде слета – команде учителей Новой Москвы.

В этом году Московский институт открытого образования совместно с Московским детско-юношеским центром экологии, краеведения и туризма организовали курсы по программе для инструкторов детско-юношеского туризма. Событие в своем роде масштабное и историческое для туристской общественности. Организация  курсов на таком высоком уровне осуществлена за последние годы впервые. Это вызвано потребностью в квалифицированных специалистах по работе с детьми в данном направлении. Туризм и краеведение становится все более популярным видом деятельности для детей и молодежи, поэтому необходим специализированный курс подготовки специалистов в этой области. На руководителях выездных мероприятий лежит огромная ответственность за безопасность, жизнь и здоровье детей, поэтому здесь не может быть любителей, здесь должны работать профессионалы.

   

Как вы оцениваете заинтересованность экологией у молодого поколения? Стали ли они более бережно относится к природе и природным ресурсам, чем предыдущие поколения, задумываются ли они об этом?

Думаю, что уровень экологической культуры горожан вырос. Количество доступной сейчас информации, обучение в школе приводит к тому, что они уже со школьной скамьи понимают последствия деятельности человечества в принципе и их личные в частности. Практически все дети сейчас могут просчитать свой «экологический след».

Ваш вопрос о заинтересованности экологией можно понимать двояко: заинтересованность экологией как наукой мы оцениваем на разнообразных олимпиадах и конкурсах, проводимых ГБОУДО МДЮЦ ЭКТ, а заинтересованность детей в улучшении экологической обстановки города – это результат той воспитательной работы, которую проводит система образования. Ее ресурсы сейчас очень разнообразны, но преимущественное значение имеет дополнительное образование, где понимание экологических ценностей происходит через практику охраны природы.

Как, по-вашему, правда ли, что бесплатных кружков по-прежнему не хватает в Москве, или наоборот, видна незаинтересованность родителей и детей в бесплатном дополнительном образовании? Какую тенденцию вы видите в своём центре?

По моему мнению, образовательные возможности в столице почти безграничны. Например, в систему экологического дополнительного образования входят школы, колледжи, учреждения дополнительного образования, экологические объединения на базе различных ведомств (библиотек Департамента культуры, охраняемых природных территорий Департамента природопользования и охраны окружающей среды, юннатские кружки на базе университетов, зоопарка и т.д.).

Около 96% наших программ работают на бюджетной основе, и детские объединения по этим программам работают стабильно. На примере нашего центра мы видим только прирост учащихся.

 

Так ли важна «загруженность» ребёнка дополнительными кружками и секциями для его дальнейшей реализации? Можете ли вы представить примеры, когда дети, занимающиеся у вас в кружках, выбирали схожую специализацию в университете/колледже?

Занятость детей после школы безусловно важна, особенно в условиях крупных городов. Активное занятие разными видами деятельности помогает воспитывать ребёнка как полноценную, социализированную личность. Отмечу ещё раз, что занятия экологией и туризмом имеют сильный воспитательный эффект, формируют ценностную сферу личности ребенка. Это показал проводимый нами просветительский проект «Еду в поход», где школьники делятся живыми впечатлениями о своем участии в интересных летних походах.

Что касается второго вопроса – да, такие примеры есть, и не один. Я сам являюсь выпускником нашего учреждения, затем много лет преподавал экологию в нашем центре. Ряд наших учеников в настоящее время обучаются эколого-биологическим специальностям в МГУ, РУДН, Тимирязевской академии. Руководитель нашего научного общества учащихся, гидробиолог Галина Ивановна Фролова, уже имеет несколько выпусков учеников, первые из которых уже защитили свои кандидатские диссертации по биологии! Не говоря уже о туристских кружках, выпускники которых впоследствии становились инструкторами детско-юношеского туризма и приходили работать педагогами.

 

В чём вы видите отличие современного детского туризма от детского туризма 20-30 лет назад? Сохранилась ли «походная романтика» у нынешних детей?

С повсеместным развитием техники, появлением специального оборудования, изменилась в основном экипировка юных туристов. Важно, что в целях повышения безопасности походов с 2016 года обязательным условием выпуска группы является наличие спутниковых средств связи.

Но природа – маршруты, горы, реки, ландшафты – осталась прежней, она всё так же привлекает путешественников. И многие поколения детей воспринимают занятия туризмом как возможность путешествовать, быть с друзьями. Давайте вместе подумаем и сравним: что с большей вероятностью останется в памяти – еженедельные занятия по расписанию в стенах учебного заведения или один горный многодневный поход по Кавказу, в окружении цветущих альпийских лугов и ледников?

Конечно, долгожданный для ребенка поход – более эмоционально насыщенная форма воспитания, так как она погружает школьника в нестандартное окружение и требует развития совершенно новых качеств. Так вот, проведенные неоднократно психолого-педагогические исследования показывают, что экологическое воспитание и детский туризм остаются эффективными и популярными, они полностью меняют мировосприятие школьника. Дети возвращаются из походов другими, привозя новые впечатления.

avatar
Поделиться с друзьями:
Про ДОД
Информационно-методический журнал "Про ДОД"
Журнал «Про ДОД» – специализированный электронный журнал для работников системы дополнительного образования. Издает журнал Ресурсный научно-методический центр непрерывного образования ГБПОУ «Воробьевы горы», научное руководство осуществляет кафедра педагогики внеурочной деятельности Московского института открытого образования.


Из фотоальбомов Приложения к журналу: