О некоторых аспектах проектирования рефлексивно-образовательной среды в рамках летних тематических школ

Михайлова Наталья Владимировна, заведующая инновационным отделом МАОУ ДО ДТДиМ

«Проектирование рефлексивно-развивающих сред современного образовательного пространства: важно … обеспечить … условия для саморазвития, самообучения и самореализации креативной личности учащихся и обучающих их педагогов …»[1]

Первый аспект. Создание функционально-оптимальной организационной среды.

Проведение летней тематической школы предполагает наличие определенного оборудования для организации интерактивных форм обучения (практикумов) и участие привлеченных специалистов, чаще всего, педагогов профильных ВУЗов. Учреждение дополнительного образования не располагает финансовым ресурсом для решения этих задач. Поэтому решению о проведении летней тематической школы предшествует подача заявки на получение того или иного гранта. Так, летние биологические школы в 2014 и 2015 годах ДТДиМ проводил при финансовой поддержке Фонда Дмитрия Зимина «Династия». На проведение летней школы-2016 для технического класса получено целевое благотворительное финансирование ООО «Газпромнефть-Восток».

У ДТДиМ заключены договора о сотрудничестве со всеми томскими университетами, поэтому кластер «АЗЫ конструирования – школьнику: от идеи до объекта» разрабатывается и апробируется при непосредственном участии сотрудников кафедры промышленной электроники и факультета радиоконструирования Томского Государственного университета систем управления и радиоэлектроники.

В качестве тьюторов в проведении Школы участвуют студенты ВУЗов – выпускники ДТДиМ.

Второй аспект. Проектирование рефлексивно-развивающей среды предполагает, как правило, организацию проектной деятельности участников летних тематических школ.

Реализация проекта и представление его на профильном конкурсе позволяет получить внешнюю экспертную оценку исследовательской деятельности подростка. Так, в рамках Томской летней биологической школы-2014 ботаники, ихтиологи и энтомологи Биологического института Томского Государственного университета познакомили ребят с проблемой биологических инвазий, одной из актуальнейших проблем в мире сегодня, которая практически никак не освещается в школьном курсе биологии. Понятие «инвазии» ассоциируется у школьников только с гельминтами. Предполагаемым продолжением стала реализация участниками Школы двух проектов «От интродукции к инвазии» и «Ротан-головёшка. Скрининг озера Песчаное на наличие инвазивного вида», которые были в последующем успешно представлены в рамках Всероссийского фестиваля творческих открытий и инициатив «Леонардо»-2015 («золотая медаль» в старшей возрастной группе и «серебряная» - в младшей). Результаты участия в Школе «Сибирь – Байкал»-2015 были представлены в школьной секции Международной Верещагинской конференции.

Третий аспект. Сибирь – суровый край. Томичи дорожат каждым тёплым солнечным днем. Поэтому программа летней Школы насыщена занятиями-экскурсиями на ООПТ: на Синем Утесе ребята находят конкреции с окаменевшими остатками древних моллюсков и гастропод, которым не менее 330 млн. лет; Песчаное озеро встречает ребят прибалтийским дюнным рельефом и высокими соснами реликтового бора…

Уже более пяти лет ДТДиМ участвует в обустройстве памятника природы «Лагерный сад» в качестве образовательной площадки: оборудованы два терренкура, смотровая площадка, установлены информационные аншлаги, последний из которых «Птицы Лагерного сада» активно используется при проведении орнитологических практикумов.

Четвертый аспект. Проведение летней тематической школы – это самостоятельный, но встроенный в циклограмму года блок деятельности Центра профильного обучения (ЦПО) ДТДиМ. Участие в Школе не только позволяет обучающимся ЦПО на практике закрепить навыки, сформированные в течение учебного года (например, навыки определения основных представителей томской флоры и фауны, формируемые в ходе проведения интеллектуальных медиаигр), но и позволяет качественно провести целевой набор на новый учебный год.

Каждая летняя Школа имеет свой «эксклюзив» – апробируется тот или иной новый маршрут, мастер-класс, лабораторная работа, что привлекает школьников к участию в Школе ни один год, однако, «лучшее», наиболее популярное – востребованное у педагогов и обучающихся – составляет «скелет» Школы. Так, четыре года назад в Томске после участия в тренинге Константина Северинова появились наборы фирмы Bio-Rad с мануалами по проведению лабораторных работ. Сегодня работы «Выделение ДНК», «Иммуноферментный анализ», «Хроматография» - в практическом блоке Школы.

Организация проведения Школы – процесс трудоемкий, часто не предсказуемый («получишь грант на проведение или нет»), но он привлекает свободой реализации творческих инициатив.

Материалы о проведении Летних Школ размещены на сайте ДТДиМ

http://www.dtdm.tomsk.ru/lageri/

 

  1. Семенов И.Н. Рефлексивно-развивающие среды формирования мышления и самосознания субъектов образования (научно-методический журнал «Мир психологии», № 4 (76), октябрь-декабрь 2013, Москва, с.81-97).

 

 

avatar
Поделиться с друзьями:
Про ДОД
Информационно-методический журнал "Про ДОД"
Журнал «Про ДОД» – специализированный электронный журнал для работников системы дополнительного образования. Издает журнал Ресурсный научно-методический центр непрерывного образования ГБПОУ «Воробьевы горы», научное руководство осуществляет кафедра педагогики внеурочной деятельности Московского института открытого образования.


Из фотоальбомов Приложения к журналу: