НОВЫЕ ФОРМЫ ДОПОЛНИТЕЛЬНОГО ОБРАЗОВАНИЯ ДЕТЕЙ

Материал подготовлен методистом РНМЦ НО

ГБПОУ «Воробьевы горы»

Сергеевой Натальей Николаевной

 

кванториум

Что же такое детский технопарк?

Это  пространство интеллектуальной смелости, платформа для создания нового российского образовательного формата для детей в области инженерных наук, основанного на проектной командной деятельности под руководством компетентных наставников и при деятельном участии родителей.

Это  — площадки, оснащенные высокотехнологичным оборудованием и нацеленные на подготовку новых высококвалифицированных инженерных кадров, разработку, тестирование, внедрение инновационных технологий и идей.

 

К  2020 году в каждом из 85 субъектов РФ будет создан региональный  исследовательско-конструкторский  центр. Каждый центр – это 5-15 перспективных научно-технических направлений (Квантумов):

  • Геоквантум: пространственные данные и геоинформационные инструменты: навигационные сервисы, космические снимки, данные об объектах на местности.
  • Лазерквантум: лазерные технологии, коммерческое промышленное применение газовых, гелий-неоновых и твердотельных лазеров.
  • Аэроквантум: проектирование, сборка, коммерческое применение беспилотных летательных аппаратов
  • Космоквантум: развитие космических технологий: освоение околоземной орбиты, космические аппараты и пилотируемые корабли, добыча полезных ископаемых на астероидах; лунная космическая база, отправка человека на Марс.
  • Биоквантум: конструирование искусственных организмов для внеземных миссий, современные материалы, альтернативные источники энергии, оптимальная окружающая среда.
  • ITквантум: интеллектуальные системы и технологии информационной безопасности, операционные системы, сети и программное обеспечение, уязвимости и защита.

 

+ ХАЙТЕК ЦЕХ (основные способы обработки материалов, промышленного производства, прототипирования: электроника, лазерная резка, металлообработка, деревообработка, 3D-печать, промышленное оборудование: станки с ЧПУ), направления (квантумы):

  • Автоквантум: разработка беспилотных транспортных средств
  • Нейроквантум: нейротехнологии и нейробиология, практические навыки нейрохирургии и нейроуправления
  • Роботоквантум: беспроводная связь, ср-ва программирования, технологии в области электроники и мехатроники, устройства автоматизиров. поиска и обработки информации
  • VR/AR: системы распознавания образов, визуализация решений в стереоформате – от создания игр до моделирования станции замкнутого цикла на Марсе
  • Промышленный дизайн: как предугадывать, опережать привычные потребности пользователей в своих областях, создавая удобные и красивые продукты
  • Энерджиквантум: изучение основных направлений альтернативной энергетики, на ее основе создание современных транспортных средств
  • Наноквантум: синтезирование, модифицирование и изучение материалов на микро- и нано уровнях.

 

В глобальном проекте сети детских технопарков — 3 направления освоения новых пространств:

  • Город под водой
  • Город на орбите
  • Город на Марсе.

Это разработка алгоритмов, позволяющих осваивать  любые новые территории.  Работая с конкретными проектами,  дети получают универсальные навыки мышления, которые дают возможность создавать алгоритмы освоения любых новых территорий.

Форма реализации проектов будет сетевая. Для этого кванторианцы будут работать в своих регионах и посещать сезонные проектные школы, где будет осуществляться пересборка проектов, а также формирование задач для работы в региональных технопарках.

 

Выделено 5 ключевых продуктов для выполнения задач профориентации и развития талантливых школьников.

 

ПРОДУКТ № 1. Федеральная сеть детских технопарков «Кванториум».

  1. В каждом «Кванториуме» будут открыты Центры компетенций JuniorSkills, чтобы подростки имели возможность попробовать себя в разных профессиях и сферах, в том числе профессиях будущего, а также углубленно освоить навыки профессий по следующим профессиям (компетентностям):
  • фрезерные и токарные работы на станках с ЧПУ,
  • мобильная робототехника,
  • электроника,
  • инженерная графика,
  • аэрокосмическая инженерия,
  • лазерные технологии,
  • нейропилотирование,
  • геномная инженерия и т.д.

 

  1. «Кванториумы» станут специализированными центрами подготовки школьников к олимпиаде НТИ (Всероссийская инженерная олимпиада) по следующим трекам:
  • автономные транспортные системы
  • системы связи и ДЗЗ (Космические системы)
  • интеллектуальные энергетические системы
  • нейротехнологии
  • инженерные биологические системы
  • интеллектуальные робототехнические системы
  • технологии беспроводной связи
  • электронная инженерия: Умный дом
  • современные структуры и материалы
  • беспилотные авиационные системы

 

  1. «Кванториум» + «Лифт в будущее» = инженерно-конструкторские школы. Сезонные инженерно-конструкторские школы будут организованы для детей и преподавателей «Кванториумов» в разных регионах страны. В школе участники (которые собираются связать свою профессиональную жизнь с наукой и новыми технологиями) будут вести проектную деятельность и работать в научно-технических творческих мастерских по уникальным развивающим программам. Ученикам представится возможность объединяться в проектные группы под руководством опытных кураторов и проработать собственные идеи.

 

ПРОДУКТ № 2. Контентное ядро «Я – изобретатель»

  • Базовые компетенции по перечню перспективных научно-технических направлений
  • Креативное, критическое, продуктовое, командное мышление.

 

Знакомясь с актуальными научно-техническими направлениями, приобретая технические умения и навыки, получая уникальный опыт и софт-компетенции, кванторианец становится универсальным решателем, эффективно справляющимся с любой научно-технической задачей

 

ПРОДУКТ № 3. Контентное ядро «Я – наставник».  Практика эффективного решения базовых кейсов и открытых задач вместе с детьми. Все умения и навыки приобретаются только через опыт. Поэтому в «Кванториуме» большое значение уделяют практике. Хорошие кейсы побуждают детей на практике доказывать, изобретать, воплощать, действовать.

ЧЕМ ХОРОШИ КЕЙСЫ:

  • Направлены на исследовательскую или инженерно-проектировочную деятельность
  • Для решения проблемы требуется коллективная работа
  • Интегрируют в себе технологию развивающего и проектного обучения
  • Выступают в обучении как синергетическая технология («погружение» в ситуацию, «умножение» знание, «озарение», «открытие»)
  • Позволяют создать ситуацию успеха.

 

ПРОДУКТ № 4. Контентное ядро «Отцы и дети». Воспитание без насилия над личностью и развитие талантов с помощью кейс-технологии совместно с родителями.

 

ПРОДУКТ № 5. Контентное ядро – «Новые олимпионики»

  • Преодоление страха выхода из зоны комфорта
  • Эффективная деятельность в условиях стресса
  • Умение восстанавливаться
  • Гармоничное развитие интеллекта

 

МОДЕЛЬ ТЕХНОПАРКА КАТЕГОРИИ «МАКСИМУМ» (есть категории «Стандарт» и «Мини»)

  • Размещение на обособленной площади > 800 кв. метров.
  • Реализация более 5 направлений естественнонаучной и технической направленности, соответствующих приоритетным направлениям технологического развития РФ
  • Охват детей: свыше 1000 человек
  • Структура финансирования: Федерация + Регион + Партнер
  • Обязательные дополнительные зоны: интерактивный музей науки, коворкинг для технологических стартапов, лаунж-зона, 3D кинотеатр.

 

Для того, чтобы технопарки были эффективными необходимо:

  • Создать систему научно-технического просвещения через привлечение детей и молодежи к изучению и практическому применению наукоёмких технологий
  • Выстроить социальный лифт для молодежи, проявившей таланты в научно-техническом творчестве
  • Обеспечить подготовку кадрового резерва для наукоёмких и высокотехнологичных отраслей экономики
  • Обеспечить системное выявление и дальнейшее сопровождение одаренных в инженерных науках детей.

 

СТРУКТУРА УЧАСТИЯ В ПРОЕКТЕ

  1. Фонд развития новых форм образования:
  • Методология обучения
  • Стандарты деятельности, брендбук
  • Подготовка преподавателей и тьюторов
  1. Федерация – закупка оборудования для технопарка (субсидия)
  2. Партнер
  • Закупка оборудования для профильной лаборатории
  • Закупка оборудования для дополнительных развлекательных зон
  • Закупка сертификатов для детей сотрудников
  1. Регион/муниципалитет – площадь 1000 кв. м, ремонт по стандартам и брендбуку.

 

 

На федеральном уровне для координации работы сети технопарков был создан Федеральный центр («Республиканский государственный центр многокомпонентных информационных компьютерных сред», который возглавляет Марина Николаевна Ракова). Она отмечает: «Образовательные программы, которые будут реализованы в рамках технопарков, создаются в тесной связи с запросами конкретных корпораций, крупных промышленных предприятий, а также научными школами, имеющимися в регионе. Фактически мы будем получать запрос от таких предприятий на подготовку будущего специалиста с соответствующими компетенциями».

 

Министерством образования и науки России совместно с Минпромторгом России,
Автономной некоммерческой организацией «Агентство стратегических инициатив
по продвижению новых проектов», Федеральным государственным автономным учреждением
«Федеральный институт развития образования» разработаны «РЕКОМЕНДАЦИИ по совершенствованию дополнительных образовательных программ, созданию детских технопарков, центров молодежного инновационного творчества и внедрению иных форм подготовки детей и молодежи по программам инженерной направленности», ознакомиться с которыми можно по ссылке: https://asi.ru/social/education/Recomended.pdf

 

Первый  в России детский технопарк был открыт в Ханты-Мансийске в ноябре 2015 года. На сегодняшний день появилась сеть из 24 «Кванториумов» в 19 регионах.

 

До конца 2017 года заработают около 40 детских технопарков «Кванториум».

Помощник президента РФ Андрей Белоусов сообщил, что это уникальная форма будущего, которой пока нет у других стран.

С появлением технопарков дополнительное образование будет больше ориентировано на технические направления. Такая система поможет развиваться молодым талантам и обеспечит предприятия квалифицированными сотрудниками.

Школьники и абитуриенты освоят передовые технологии, научатся работать в команде и применять полученные навыки при разработке собственных проектов. Ребята смогут представлять страну на международных инженерных соревнованиях по созданию энергосберегающих технологий, беспилотного наземного или воздушного транспорта.

 

ИСТОЧНИКИ:

 

  1. Начало. Логика и перспективы развития федеральной сети детских технопарков: Презентация Федерального центра сети детских технопарков.

 

  1. Кванториум: Федеральная сеть детских технопарков. Ресурсно-методический центр. Новая модель дополнительного образования. http://www.roskvantorium.ru/

 

  1. Кванториум – новая модель дополнительного образования. Детские технопарки. Рекомендации по совершенствованию дополнительных образовательных программ и созданию детских технопарков  https://asi.ru/social/education
avatar
Поделиться с друзьями:
Про ДОД
Информационно-методический журнал "Про ДОД"
Журнал «Про ДОД» – специализированный электронный журнал для работников системы дополнительного образования. Издает журнал Ресурсный научно-методический центр непрерывного образования ГБПОУ «Воробьевы горы», научное руководство осуществляет кафедра педагогики внеурочной деятельности Московского института открытого образования.


Из фотоальбомов Приложения к журналу: