«Не для школы — для жизни учимся»

Золотарева Марина Николаевна, лауреат конкурса «Педагог года Москвы-2015»

«А это наша вторая мама!» — так меня представила мама одного из моих выпускников, поступившего в один из ведущих технических ВУЗов. Это было так неожиданно, но в то же время приятно, что я смутилась. Работая, мы не замечаем, сколько времени проводим со своими учениками. Порой даже больше, чем со своими детьми. Каждый из нас, педагогов, оставляет в жизни своих учеников частичку себя, дает старт к новым достижениям, помогает понять: «Кто же Я? Что Я хочу? Каким и кем Я хочу стать?».

К сожалению, в наше время «погоня» за хорошими оценками, сдачей экзаменов, получением  дипломной корочки стала приоритетной. Оценка используется как поощрение или наказание (не только оценка  качества усвоения знаний, но и поведения). Часто родителям важно лишь то, что написано в дневнике ребёнка, а не то, что он узнал нового для себя, что его волнует.

Еще в 4 г. до нашей эры Луций Сенека, римский философ, поэт и государственный деятель, писал: «Мы учимся, увы, для школы, а не для жизни», и это высказывание не потеряло своей актуальности.

Очень часто, спрашивая родителей, почему ребенок не пришел на занятия, получаю ответ: «Он был наказан за плохие оценки или поведение в школе». Манипулируя таким образом детьми, взрослые не отдают себе отчет в том, что будет потом, когда ребенок вырастет, какие манипуляции он будет придумывать для них…

Сегодня сплошь и рядом принято «спасать ребёнка», делая за него выбор и в семье, и в школе — какие книги читать, по каким учебникам и книгам учиться, какое задание выбирать и т.п. И всё воспитание вообще сводится к тому, чтобы накормить, одеть, оплатить услуги репетиторов и купить любимую игрушку для своего горячо любимого дитя. Ребенок, в свою очередь, получив отличный аттестат, на самом деле совсем не подготовлен к реальной жизни: он не умеет входить в контакт с другими, не умеет договариваться, лишен самостоятельности, боится допустить ошибки и, в результате, оказывается в тупике.

На своих занятиях я обучаю ребят основам робототехники, но главное – я их учу дружить, сотрудничать, договариваться, понимать друг друга, находить решения для преодоления трудностей, уметь радоваться за успехи товарищей, обретать собственную позицию и выражать своё мнение, что в конечном итоге пригодится каждому из них в жизни. Для меня важно дать детям как можно больше свободы выбора, научить их самостоятельно устанавливать планку своих достижений, почувствовать радость от занятий, желание «проживать своё обучение», получать удовольствие от самостоятельно принятых решений.

В моем коллективе есть дети, которые трудно переносят неудачи и поражения, стараются «спрятаться», «сбежать» от них. К ним я отношусь с особой осторожностью, постоянно подбадривая, внушая веру в свои силы, делая акцент на их успехи. Успехи бывают разные: большие, маленькие, средние, могут быть – «так себе». Даже самый маленький успех по «весу» может ничем не уступать большому. Такие успехи (помогли товарищу сделать задание, научились чему-то и т.д.) – благодарность и похвала самому себе, радость за самого себя, а не оценка и признание со стороны. Успех в жизни человека – это ПОБЕДА. Из маленьких побед получаются большие победы и, соответственно, большие результаты, которые принесут внутреннее согласие с самим собой! Сколько счастья и радости за самих себя я вижу на лицах своих учеников, когда они, объясняя или подсказывая, приходят на помощь товарищу! Успех рождает желание достичь высоких результатов, получить удовлетворение.

Девиз образовательного комплекса «Воробьёвы горы», в котором я работаю – «Будь готов к жизни!». В нашей стремительно изменяющейся и ускоряющейся жизни много нового и неизведанного. Надо быть готовыми  преодолевать трудности и неудачи, быть готовыми к ЖИЗНИ.

Будь готов к жизни! Будь уверенным в себе, настойчивым, не впадай в отчаяние, поверь в себя, будь оптимистом – это и мой девиз, который я передаю своим ученикам. Только тогда, когда есть внутреннее согласие с самим собой, гармония, можно осознать свою ценность и найти истинное признание, уважение и любовь.

Главное, что необходимо показать каждому человеку – высший смысл жизни и возможность быть Человеком.

Всего комментариев: 1
avatar
0
1
avatar
Дворец пионеров
Воробьёвы горы
Департамент образования Москвы
Комментарии: 1
От первого лица
Поделиться с друзьями:
Про ДОД
Информационно-методический журнал "Про ДОД"
Журнал «Про ДОД» – специализированный электронный журнал для работников системы дополнительного образования. Издает журнал Ресурсный научно-методический центр непрерывного образования ГБПОУ «Воробьевы горы», научное руководство осуществляет кафедра педагогики внеурочной деятельности Московского института открытого образования.


Из фотоальбомов Приложения к журналу: