НАДЕЖДА КОНСТАНТИНОВНА КРУПСКАЯ И МОСКОВСКИЙ ГОРОДСКОЙ ДОМ ПИОНЕРОВ

Е.А. Ефимова, к.п.н.,
зав. кабинетом хранения и обработки фондов
Музея истории детского движения МГДД(Ю)Т

Московский городской Дом пионеров и октябрят в конце 1930-х годов не имел такой явной идеологической направленности, которую он приобрел с годами. Кабинет пионерского актива оказывал помощь вожатым звеньев, председателям советов отрядов пионеров и всем пионерам, желающим стать активистами, умелыми организаторами детей.

С января 1937 года проводились сборы пионерского актива, на первом из этих сборов присутствовала Н.К. Крупская. Надежда Константиновна Крупская, занимавшая в те годы пост заместителя наркома по народному просвещению, интересовалась работой Дома пионеров. Она уделяла большое внимание вопросам теории и практики внешкольной работы, деятельности пионерской организации. В ее статьях определены основные направления в содержании работы внешкольных учреждений: политико-воспитательная и общественно-полезная работа, занятия по труду и технике, внеклассное чтение, художественное творчество, экскурсионно-туристическая работа, натуралистическая работа, физкультурно-спортивная работа, игры.

Надежда Константиновна в течение 1936-1938 годов несколько раз побывала в Доме пионеров. Об этом сообщает мемориальная доска на здании, сохранились воспоминания и фотографии. В своих письмах и статьях Н.К. Крупская упоминала о впечатлениях от посещения Дома пионеров. Эти письма были напечатаны в «Пионерской правде» и восприняты как руководство к действию педагогами и кружковцами не только Московского Дома пионеров, но и всех Домов и Дворцов пионеров страны. При общей положительной оценке деятельности головного внешкольного учреждения столицы, Крупская обращала внимание и на проблемы.

«В ЦК ВЛКСМ. Дорогие товарищи, недавно я как-то вечером заехала в Московский Дворец пионеров. Занятия во всех кружках носили характер школьных занятий: учитель спрашивал, ученики отвечали. Поразили две вещи – это разделение труда между мальчиками и девочками. Девочки вышивают и шьют, мальчики слушают лекцию по шахматной игре, лепят и рисуют. Совместные занятия лишь по истории. Дети получают разрешение бывать во Дворце лишь через школу…». [1]

После опубликования писем Н.К. Крупской в деятельности многих внешкольных учреждений страны произошли перемены, в частности, одним из критериев оценки их деятельности стала подготовка пионеров-инструкторов, работа по месту жительства.

Надежда Константиновна выражала неудовольствие тем, что занимаются в кружках Дома пионеров только успевающие и только одаренные дети, в то время как надо работать с массой школьников, организовывая их свободное время, отрывая от вредного влияния улицы. «Я возмутилась, когда узнала, что в помещении Общества старых большевиков устроен дворец только для особо одаренных детей… Мы не должны внушать талантливым детям, что они какие-то особенные, ставить их в привилегированное положение»[2].

Проблема творческой одаренности детей и работы с ними уже в начале 1930-х годов ставилась и решалась в нашей стране на государственном уровне. Олимпиады детской художественной самодеятельности, проведенные в 1932 и в 1934 годах, показали, что в стране много талантливых детей – поэтов, художников, скульпторов, певцов, музыкантов. Именно в те годы взошла звезда Эмиля Гилельса и других юных музыкантов. Успешное участие их в международных выставках, конкурсах, фестивалях поднимало престиж страны. В Харькове начал работать Дом одаренных детей[3]; в Ленинграде – детский литературный институт для талантливых детей и художественная школа юных дарований[4].

Более всего Н.К. Крупская контактировала с литературной студией Мосгордома. По воспоминаниям руководителя этой студии В.И. Кудряшовой, именно этот творческий коллектив Н.К. Крупская посетила одним из первых. «Надежда Константиновна приехала неожиданно, прошла в комнату, села на диван и попросила ребят рассказать о том, чем они занимаются. Дети почитали гостье стихи. Когда они закончили, Надежда Константиновна спросила у ребят, какую общественно полезную работу они проводят. Ответом было смущенное молчание. … По инициативе Надежды Константиновны родился в январе 1939 года и первый номер рукописного журнала «Зеленый шум».

Не раз Н.К. Крупская пересылала кружковцам литературной студии Дома пионеров письма, приходившие в ее адрес от школьников, увлеченных литературным творчеством, преимущественно из отдаленных районов. Кружковцы студии по совету Н.К. Крупской оказывали помощь и поддержку этим ребятам.

Уже после кончины Н.К. Крупской директор Мосгордома пионеров А.И. Соловейчик писал: «Надежда Константиновна Крупская неоднократно критиковала работу Московского дома пионеров, давала конкретные и очень важные указания.

Надежда Константиновна требовала массовости в работе внешкольного учреждения, прекращения практики специального отбора детей в Дом пионеров, воспитания в ребятах подлинной самодеятельности в области техники, науки, искусства и т.п. Она требовала приучать детей к общественной деятельности, к чтению, к элементарным бытовым и культурным навыкам…»[5]. Коллектив и кружковцы Московского городского Дома пионеров чтили память Н.К. Крупской, гордились ее внимательным отношением к их работе

Когда в 1962 году Дом пионеров переехал в новое здание на Ленинских горах, помещение было передано Бауманскому районному Дворцу пионеров и школьников, принявшему вскоре имя Н.К. Крупской. В этом Дворце пионеров на основе материалов, собранных школьниками района, в феврале 1964 года был открыт музей Н.К. Крупской. Информация о народном историко-мемориальном музее Н.К. Крупской была включена в энциклопедическое издание о Москве[6].

 

Крупская о Доме пионеров

  1. Крупская Н.К. К Ленинским дням (Письмо пионерам Московского дома пионеров) // Педагогические сочинения. – Т.V. – М., 1959.
  2. Крупская Н.К.[ В ЦК ВЛКСМ].// Педагогические сочинения. – Т.XI. – М., 1963. – С.654. [26 октября 1937 г.]
  3. Крупская Н.К. Воспитывать достойную смену (из беседы с заведующими Домами и Дворцами пионеров) // Педагогические сочинения. – Т.V. – М., 1959.
  4. Крупская Н.К. Заботиться о всестороннем развитии детей // Педагогические сочинения. – Т.V. – М., 1959. – С.590
  5. Крупская Н.К. [Письмо кружковцам литературной студии МГДП] // Педагогические сочинения. – Т.XI. – М., 1963. – С.673. [2 февраля 1938 г.]
  6. Крупская Н.К. [Письмо кружковцам литературной студии МГДП]// Педагогические сочинения. – Т.XI. – М., 1963. – С.701. [Октябрь 1938 г.]
  7. Визиты - 1937 январь (пионерский актив), октябрь (шитье-вышивка, изо, скульптура, шахм., история), 1938 (лит. студия).

 

 

[1] Крупская Н.К. Педагогические сочинения. – Т.XI. – М., 1963. – С.654. [26 октября 1937 г.] Впервые опубликовано в журнале «Семья и школа». - 1959. - № 2. РГАСПИ. Ф.Р-12. - oп. - 3. - д.57. - л.3.

[2]Крупская Н.К. Заботиться о всестороннем развитии детей // Педагогические сочинения. – Т.V. – М., 1959. С.590.

[3]За коммунистическое просвещение. – 1935. – 18 октября.

[4]Вожатый. – 1936 – №2. – С.13.

[5] Соловейчик А.И. В Доме пионеров // Вожатый. – 1939. – №5. – С.22.

[6]Москва: Энциклопедия / Глав. ред. А. Л. Нарочницкий. — М.: Советская энциклопедия, 1980.

avatar
Поделиться с друзьями:
Про ДОД
Информационно-методический журнал "Про ДОД"
Журнал «Про ДОД» – специализированный электронный журнал для работников системы дополнительного образования. Издает журнал Ресурсный научно-методический центр непрерывного образования ГБПОУ «Воробьевы горы», научное руководство осуществляет кафедра педагогики внеурочной деятельности Московского института открытого образования.


Из фотоальбомов Приложения к журналу: