Кто помнится...

Лариса Николаевна Блинова

педагог дополнительного образования Центра художественного образования ГБПОУ "Воробьёвы горы" 

Ну, а теперь, ближе к нашим пенатам.

Какое-то время детей, поступающих в первый класс, помимо прочего, обязательно просили прочитать что-нибудь наизусть. В студии художественного слова Дворца всегда было очень много малышей, не только потому, что студия готовила приветствия на правительственном уровне, но и потому что умные родители понимали, что детей к школе надо готовить.

В начале 80-х годов, когда я пришла работать во Дворец, с самыми маленькими детьми занималась, в основном, Людмила Семеновна Демидова. Она создала свою методику занятий с малышами: игровую, театрализованную, построенную на умелом выполнении детьми словесного действия. У класса Людмилы Семеновны всегда толпились родители. Было шумно, суетливо и весело.

Людмила Семеновна Демидова. Занятия студии художественного чтения в Доме пионеров на Стопани

Если Людмила Семеновна Демидова была для меня педагогом-экспериментатором, то Мария Леоновна Легран – педагогом-мыслителем. У Марии Леоновны было несколько разновозрастных групп и очень много детей. Главная педагогическая задача Марии Леоновны - обучение учащихся умению работать. Тексты для работы дети должны были принести сами, почитать, поискать и выбрать то, что понравилось.

В группе, как правило, было 12-15 человек. Необходимо было активизировать внимание каждого ребенка, включить в работу всех детей, работающих над разными литературными текстами, заинтересовать каждого ребенка работой другого. И вот, по воспоминаниям многих учеников Марии Леоновны, самым интересным на занятиях были чтения текстов с последующими обсуждениями. Читали все по очереди – и обсуждали все по очереди. Каждый должен был внимательно слушать, собраться с мыслями и высказаться: определяя, о чем услышанное произведение, какая авторская задача, какая может быть позиция исполнителя, как ученик с этой задачей справляется и пр.

Мария Леоновна Легран

В конце обсуждения Мария Леоновна подводила итог, подсказывая ребятам возможные решения. От занятия к занятию ребенок погружался в литературный материал, и всегда было видно, работал он над текстом дома или нет. Только после основной, занимательной мыслительной работы, начинались игры в шарады, делались этюды и выполнялись различные упражнения актерского и речевого тренинга. Иногда Мария Леоновна читала детям сама. Впоследствии ее ученики рассказывали, насколько это было удивительно интересно и поучительно. Очень многих из учеников Марии Леоновны я помню, почему-то не забываются. Да и как можно забыть ребенка, который фактически всю свою школьную жизнь занимался у Марии Леоновны.

Красивая, ох, не побоюсь сказать, роскошная женщина, всегда изысканно одетая, Евгения Михайловна Ростова была для меня педагогом-художником. Всегда приятно изумляла ее цельность и настойчивая несговорчивость. Евгения Михайловна никогда не соглашалась на какие бы то ни было незапланированные приветствия и выступления. Главное, категорически заявляла она, – учебный процесс, все остальное никакого отношения к обучению детей не имеет. В отличие от демократичной Марии Леоновны, Евгения Михайловна всегда тщательно отбирала детей, и на занятиях у нее была строжайшая дисциплина.

Евгения Михайловна Ростова

Недопустимы были опоздания и пропуски. Евгения Михайловна много занималась с детьми теорией: законами разговорной речи, рифмованными правилами чтения знаков препинания, орфоэпическими диктантами и т.п. Но главным в ее работе была подготовка и проведение в конце каждого учебного года заключительного чтецкого концерта. Не итогового занятия, не показа, а концерта, который всегда был для всех событием. Как правило, концерт проходил в большом хоровом классе. Зрителей собиралось много, полный зал гостей и цветов. Концерт был всегда тщательно подготовлен, художественно выстроен и эмоционально приподнят. Работа детей была доведена до предела их художественных возрастных возможностей. Каждый ребенок был раскрыт в литературном материале и был интересен.

М.Л. Легран, М.С. Алешина, Е.М. Ростова, Г. Стырова, Л.С. Демидова

Евгения Михайловна хорошо чувствовала детей и подбирала для них литературные произведения, соответствующие их природным данным и способностям. По содержанию итоговые концерты каждого года отличались друг от друга и тематически были различны, но каждый раз в зале создавалась атмосфера торжественности, атмосфера значимости для детей и зрителей глобального события, показа результата работы. Всякий труд должен быть оценен. Тем более, нелегкий труд ребенка - артиста должен быть замечен и вознагражден по справедливости заслуженным праздником и успехом. Евгения Михайловна очень хорошо понимала, что итог – экзамен и праздник. Добрые слова, поздравления, благодарность зрителей – немаловажный момент в работе, особенно с детьми.
 
Римма Тимофеевна Селиванова пришла работать во Дворец за год до меня, и сначала была моей непосредственной начальницей. Через год наши роли в студии художественного слова поменялись. Но о ролях начальниц я ничего писать не буду – это неинтересно, а вот, о педагогике... Именно у Риммы Тимофеевны мне удалось кое-что из педагогических приемов подсмотреть и присвоить. Если в моей работе преобладают эмоции, то в работе Риммы Тимофеевны – доводы. Хорош «тренер» тот, кто на словах, не показывая, умеет объяснить ученику, что и как надо делать. Римма Тимофеевна умеет это делать превосходно. Безукоризненная тактичность, терпение и внимание, кропотливые разъяснения и объяснения подводят ученика к нужному и очень часто к удивительному результату. Да, именно к удивительному!

Римма Тимофеевна Селиванова и дети – участники приветствия: Настя Михалина, Шура Лебединская, Катя Морозова и др.

Сколько раз мне, и не только мне, приходилось в «Пингвин-школе» удивляться детям, которых вроде бы уже очень хорошо знаешь, удивляться тому, какими же они могут быть на самом деле! Как по-детски искренно и по-человечески неожиданно раскрывались они в театральных мини-спектаклях Риммы Тимофеевны. У многих педагогов оценка таких детей возрастала до превосходной степени. Римма Тимофеевна и сегодня работает в «Пингвин-школе», и мы, по-прежнему, ждем от нее неожиданных открытий. С более старшими ребятами Римма Тимофеевна готовит интересные литературно-музыкальные композиции на патриотические темы, чтецкие программы по индивидуальным планам и проводит творческие вечера детей, занимающихся в студии от 5 до 10 лет.

Юбилей Валентина Берестова. Елена Семеновна Голоколосова

Кстати, в свое время в «Пингвин-школе» работали и Людмила Семеновна Демидова, и Мария Леоновна Легран, и Елена Семеновна Голоколосова.

Елена Семеновна Голоколосова – неистовый подвижник жанра. Всегда охотно, с азартом подключалась к любому интересному начинанию. Будь то Фестиваль литературно-поэтических программ; или конкурс Польской литературы в Доме Дружбы перед очередной поездкой в Варшаву на Всепольский фестиваль русской литературы и поэзии; или юбилей Валентина Берестова; различные датские литературные чтения, литературные игры и многое другое. Помню прекрасный поэтический спектакль, показанный Еленой Семеновной на одном из фестивалей литературно-поэтических программ.

На сцене много маленьких детей, прекрасно говорящих, азартно, увлеченно активно действуя, разыгрывали небольшой спектакль по произведению «Джон Джей Пленти и кузнечик Дэн» Дж. Чиарди в переводе Романа Сефа. Много сил и энергии отдает Елена Семеновна пропаганде литературы и жанра «художественного слова», «художественного чтения», или «искусства звучащего слова». Дело не в названии. Хотя, если разбираться в терминах, то «художественное» предполагает образность, «звучащее» – ближе к детям, к разговорности и пониманию. Помню, как Маргарита Рудольфовна Перлова, председатель жюри многих наших конкурсов, при отсутствии в чтении ребенка «демонстрации» актерских возможностей, всегда обращала наше внимание на глубину понимания ребенком художественного текста. Для Маргариты Рудольфовны это было не менее важным. Все свои идеи, направленные на популяризацию жанра, Елена Семеновна Голоколосова воплощает с неизменным успехом. Это Дни Славянской письменности и культуры, день рождения А.С. Пушкина (по старому стилю) на Пушкинской площади, это литературные чтения, посвященные многим авторам в различных библиотеках города Москвы.


Какие разные у всех педагогические приоритеты. Невольно возникает вопрос, что же, все-таки, важнее для художественного и интеллектуального развития ребенка: результат или процесс?
Дискутировать по этому поводу можно сколько угодно, но если речь идет о детях, ответ однозначен.
Влияние педагогов на учеников было огромным. Я безошибочно определяла, ученик какого педагога идет по коридору мне навстречу. Тихие и задумчивые – ученики Людмилы Семеновны; вежливые и серьезные – ученики Марии Леоновны; с достоинством, немного красуясь, – ученики Евгении Михайловны; и шумно, с криком и смехом, радуясь общению, вылетала из комнаты 5-15 дружная команда тюмовцев.

Учебные группы студии художественного чтения – это единство детей-индивидуалов: у каждого свои пристрастия, свой наработанный репертуар, свой опыт, свои победы на конкурсах. Каждый соотносит свои возможности с работами товарищей по группе, тянется за сильными, поддерживает слабых, учится не только на своих, но и на чужих ошибках. Прекрасно! И, с общепринятой точки зрения, правильно. Мне же хотелось, чтобы дети в группе были командой. Определяющим фактором успешной или не очень успешной дальнейшей жизни человека являются определенные качества характера, формирующиеся с детских лет. Это, прежде всего, коммуникабельность, умение ладить и договариваться друг с другом. Работая в команде, дети увлечены общей коллективной работой; внимание и доброжелательность – основа их взаимоотношений, и всегда неуместны проявления высокомерия, гордыни, самодовольства, обидчивости и т.п. 

На пути к литературному театру

Объединить детей можно было общей работой над единой для всех литературной темой или одним автором. Темы малышам предлагались разные: «Игра и игрушки», «А у нас во дворе», «Ребята и зверята», «Времена года», «Из детского прошлого» и многое другое. Принесенный детьми литературный материал выстраивался в определенный контекст, может быть с немного наивной, но понятной для малышей основной мыслью. Игровая, театрализованная форма работы помогала малышам преодолевать застенчивость, развивать образную память, отрабатывать произношение и звучание. Но «повторять не повторяясь» у детей не получалось, конкретность текста мешала рождению непроизвольности в исполнении.

Приходилось постоянно прибегать к этюдным импровизациям «вокруг да около». Я попробовала во Дворце не «вгонять» детей в готовые тексты. Живыми, выявляющими себя, дети становились только тогда, когда импровизировали от себя или от имени любимой игрушки, принесенной из дома, или от имени любого предлагаемого им предмета, живого существа, явления природы и т.п. Получались яркие, эмоционально насыщенные рассказы, споры-диалоги или даже мини-спектакли.

Когда же мы углублялись в изучение жизни и произведений одного из авторов, (И.А. Крылов, С.Я. Маршак, А. Барто, Б. Заходер, В. Маяковский, С. Есенин, С. Черный, М. Цветаева и, конечно же, А.С. Пушкин), самым главным для нас было бережное отношение к тексту, оно было пиететным. Приходилось посвящать детей и в законы стихосложения, и в образность художественных средств выразительности автора, и в правила чтения прозаических и стихотворных текстов, проводить с детьми событийный, визуальный, позиционный и действенный анализ произведений. Сразу же в работе выявились две совершенно противоположные педагогические задачи.

Первая – раскрытие детской самобытности, развитие у детей творческого воображения, образного мышления, вербальных способностей, сценической смелости, креативности и свободы в импровизации; и вторая – знакомство и углубленное изучение детьми избранных произведений из богатого литературного наследия.

«Пушкин в лицее». Борис Иванов, Роман Неснов, Наум Хершберг, Сергей Спагель, Дмитрий Никитин, Александр Потемкин, Лев Орлов, Павел Журин

Если в первом случае интересно, как в работе ребенок себя проявляет, как он самовыявляется, насколько он правдив, органичен и искренен, то во втором – насколько он способен понять другого, в данном случае автора, и поделиться своим пониманием со зрителем. Соединять и то и другое возможно, если литературный материал оказывался детям «по росту», был им близок, понятен и интересен. Таким материалом, конечно же, был для меня и детей Царскосельский Лицей. Написав сценарий и собрав 18 мальчишек, принялась за дело.

Пушкинские праздники студии художественного слова в Доме пионеров на Стопани. Анна Гавриловна Бовшек, Людмила Семеновна Демидова

Я никогда не учила ребят, как читать тексты А.С. Пушкина, И.И. Пущина и других лицеистов, но что стояло за этими текстами, всегда обсуждалось и прояснялось. Актерского чтения в спектакле не было, потому, как А.С. Пушкин в любом исполнении остается Пушкиным и «плюсовать» его не надо. Одним из первых выступлений был показ отрывка из спектакля на праздновании юбилея студии художественного слова. Хозяйкой и организатором праздника была всегда энергичная и неутомимая Людмила Семеновна Демидова. Знаменитый зал с колоннами в Доме пионеров на Стопани был полон: многочисленные ученики Анны Гавриловны Бовшек, руководителя и педагога студии художественного слова во Дворце Пионеров с 1936 года, работники телевидения, студийцы. Экран, проектор, кинокамеры, осветительная аппаратура.

Празднование 50-летия студии художественного слова в Доме пионеров на Стопани. Г.М. Печников, Устюгов, Г.Э. Конюшкова, Л.С. Демидова

Известные артисты, режиссеры, литераторы, объединенные памятью о былой жизни в студии, вспоминали, рассказывали и читали, в основном, произведения А.С.Пушкина – с одной стороны. (Людмила Семеновна читала в тот вечер сон Татьяны из «Евгения Онегина»). И испуганные мальчишки - пятиклассники в контексте этого праздника с рассказами о лицейском братстве – с другой. Праздник получился торжественным, ностальгически трогательным и немного грустным.

«Пушкин в лицее». Илья Зильберштейн, Алексей Осташев, Павел Васин

Спектакль «Пушкин в лицее» мы играли в течение многих лет. Мальчишки выросли в этом спектакле и уже, будучи студентами, продолжали его играть. На ярмарке Дворца, развернутой в выставочном зале, где Дворец предлагал городу свои программы, методические и дидактические разработки, спектакль получил около ста заявок. Конечно, все заявки мы удовлетворить не смогли, но играли, особенно в год 200-летия со дня рождения А.С. Пушкина, очень много: и в Манеже, и в музее Пушкина, и во многих школах города, и в многочисленных поездках. Со спектакля «Пушкин в лицее» начался «Литературный театр».

«Детство Марины». Марина Ушакова, Наташа Столярова, Лена Николаева

Девчонок я погрузила в высокохудожественный, познавательный и очень полезный для них материал о творческом становлении с ранних детских лет поэта М.В. Цветаевой. Мною был написан сценарий по произведениям Марины и Анастасии Цветаевых и второй спектакль театра, «Детство Марины», также много и успешно игрался. Спектакль в разных литературных вариантах, в зависимости от состава учебных групп, неоднократно повторялся и в студии художественного слова, и в гимназии, и в ТЮМе.

«Детство Марины». Мария Воленкова, Анастасия Михалина

Вместе девчонки и мальчишки соединились уже в следующих наших спектаклях: «Юморина», по произведениям М. Зощенко, и «Голос поэтов», по произведениям многих поэтов, говорящих о тяжелых годах репрессий. Дети сами подбирали литературный материал, музыку к спектаклям и писали полноценные литературно-поэтические композиции. Я назвала только самые памятные спектакли. Задачи воспитать актеров у меня не было, особенно в кризисные годы перестройки, когда, казалось, что и с кино и со многими театрами в России покончено. Беседы и споры с учениками были литературными: о Пушкине, Лермонтове, Чехове, Маяковском, Есенине.

Общение с прекрасным литературным материалом помогло детям на выпускных и вступительных в вуз экзаменах. Павел Журин закончил философский факультет МГУ; Маша Воленкова - аспирантуру МГИМО; кандидат филологических наук Анастасия Михалина защитила диссертацию по творчеству М. Цветаевой. Перечень можно продолжить.

Каждый год 19 октября бывшие студийцы приходят во Дворец. Это уже взрослые красивые семейные люди, у каждого свое дело, и самое прекрасное, что до сих пор они дружат, постоянно общаются, ходят, друг к другу в гости и вместе путешествуют.

Знакомство «лицеистов» с родословной А.С. Пушкина и встреча с его праправнуком Г. Г. Пушкиным.

19 октября 2011г. Алексей Осташев, Лев Орлов, Марина Морозова, Маша Воленкова (Зорина), Анастасия Михалина (Горелкина), Наталья Столярова, Павел Васин, Павел Журин.


Лариса Николаевна Блинова на сайте "КИНО-ТЕАТР.РУ"

avatar
Поделиться с друзьями:
Про ДОД
Информационно-методический журнал "Про ДОД"
Журнал «Про ДОД» – специализированный электронный журнал для работников системы дополнительного образования. Издает журнал Ресурсный научно-методический центр непрерывного образования ГБПОУ «Воробьевы горы», научное руководство осуществляет кафедра педагогики внеурочной деятельности Московского института открытого образования.


Из фотоальбомов Приложения к журналу: