Концепция развития дополнительного образования детей и задачи обновления образовательной системы

Буйлова Любовь Николаевна,

к.п.н., зав. кафедрой педагогики

внеурочной деятельности ГАОУ ВПО

«Московский институт открытого образования»;

Кленова Нина Владимировна,

к.ф.н., старший методист ГБПОУ

«Воробьевы горы», г. Москва

Прошло более года с тех пор, как была принята Концепция развития дополнительного образования детей. Осмысление ее основных положений показывает, что этот документ является основополагающим не только для модернизации собственно дополнительного образования, но и для обновления всей системы российского образования в соответствии с современными тенденциями развития общества. Не случайно, представляя документ на заседании Правительства РФ в августе 2014 г., Министр образования и науки РФ Д.В. Ливанов подчеркнул важность дополнительного образования для всей системы образования: ««Дополнительное» не означает «второстепенное образование». В современном мире именно дополнительное, неформальное, открытое, персональное образование… играет всё более и более значимую роль. Именно дополнительное образование призвано дать ребёнку навык адаптации к стремительно меняющимся условиям окружающего мира… Принятие Концепции поднимет ценностный статус дополнительного образования в нашей стране, будет способствовать реализации мер государственной политики в сфере образования».

4 сентября 2014 г. Правительство Российской Федерации своим распоряжением N 1726-р утвердило Концепцию развития дополнительного образования детей (далее — Концепция). Данный документ носит методологический характер, определяет общий замысел развития одной из важнейших сфер российского образования в соответствии с задачами государственной политики, обозначенными в Указах Президента России 2012 года (№ 597 и № 599) и Государственной программе Российской Федерации «Развитие образования» на 2013-2020 годы (утверждена Распоряжением Правительства РФ от 22 ноября 2012 г. №2148-р). В развитие основополагающих характеристик дополнительного образования как особого вида образования, зафиксированных в Законе «Об образовании в Российской Федерации» (№ 273-ФЗ от 29 декабря 2012 г.), Концепция делает акцент на миссии дополнительного образования и необходимости общественного признания его ценностного статуса в современном российском обществе.

В Концепции не только с новыми акцентами трактуется роль дополнительного образования, но и в систематизированном виде представлены основные направления его модернизации, затрагивающие как систему образования, так и другие связанные с ним области жизнедеятельности социума.

Для российского общества важны не только положения и идеи, сформулированные в Концепции, но и способы их воплощения. Правительством РФ утвержден план мероприятий по реализации Концепции на 2015-2020 годы (распоряжение Правительства РФ от 24 апреля 2015 г. №729-р).

Осознание сути перемен в сегодняшнем дополнительном образовании и их влияния на систему образования в целом, определение педагогами-практиками своего действенного участия в их реализации предполагает четкое понимание обоснованной в Концепции системы взглядов на современное дополнительное образование. Поэтому изучение Концепции не перестает быть актуальным для всех педагогических работников (включая частных предпринимателей в образовании). Данная статья предлагается в помощь тем, кто хотел бы разобраться с основными положениями Концепции в их соотнесении с реальной практикой и современными проблемами дополнительного образования детей.

Почему именно Концепция?

Понятие «концепция» происходит от лат. сonceptioпонимание, система. Это определенный способ понимания, трактовки какого-либо предмета, явления, руководящая идея для их систематического освещения; система взглядов на определенное явление, связанных между собой и вытекающих один из другого. Также термин «концепция» употребляется для обозначения ведущего замысла в научной, политической и др. видах деятельности (Философский словарь).

Необходимость в концепции возникает тогда, когда встает вопрос об определении стратегии действий в отношении какого-либо явления. Поэтому, давая его общее видение, концепция, как правило, излагает и совокупность путей решения комплекса базовых задач по характеризуемому направлению деятельности.

Концепция образования – это системное описание определенного предмета или явления в сфере образования, способствующее его пониманию, трактовке, выявлению руководящих идей его построения, функционирования, развития. Педагогическая наука исследует те факторы и условия, в которых формируется личность человека; в качестве ее предмета выступают педагогические системы средней, профессиональной или высшей школы, а воспитательный процесс, протекающий в ее рамках, — в качестве явления[1].

Обычно выстраивается следующая иерархия аппарата концепции: противоречия; проблема; цель; задачи; основные направления реализации. Эти компоненты тесно взаимосвязаны.

Концепция дополнительного образования, являясь основополагающим документом стратегического характера, выполняет следующие функции:

  • отражает совокупность взглядов на дополнительное образование детей, его место в российской системе образования и роль в решении социально значимых проблем детей и подростков;
  • определяет роль дополнительного образования детей в развитии человеческого потенциала страны;
  • раскрывает исходные положения, определяющие сущность и содержание дополнительного образования детей;
  • устанавливает направления, ценностные ориентиры и принципы отбора его содержания и технологий;
  • характеризует состояние и проблемы в развитии данного вида образования;
  • создает механизмы устойчивого развития дополнительного образования детей, выявляет в нем приоритетные направления, а также определяет формы социального партнёрства государственных, негосударственных и общественных институтов общества.

Концепция развития дополнительного образования детей, утвержденная 4 сентября 2014 г. (далее — Концепция), является документом, определяющим важнейшие ценностные основания образовательной системы в целом, миссию дополнительного образования в этой системе, общую стратегию, основные направления, приоритеты, задачи государственной политики в области дополнительного образования детей и механизмы их реализации.

Система дополнительного образования детей начала включаться в процесс преобразований одной из последних и к настоящему времени оказалась наименее интегрированной в общую логику модернизации российского образования (видимо, сказалась многолетняя привычка подходить к дополнительному образованию по остаточному принципу).

Между тем именно дополнительное образование обладает целым рядом таких качеств, которые в ХХI веке, в эпоху постиндустриального общества, становятся приоритетными в образовании (свободный выбор деятельности, возможность индивидуального развития человека, вариативность образования, организация мотивирующего пространства и др.). И если та или иная национальная система образования претендует на то, чтобы находиться на сопоставимом с современными развитыми странами уровне, она должна органично (в лице всех своих институтов – детского сада, школы, колледжа, вуза) интегрировать эти качества, адаптировать их к особенностям соответствующего уровня образования.

В обобщенном виде речь идет о радикальном изменении акцентов в российском образовании: если раньше перед системой образования стояла задача «удовлетворения базовых потребностей человека» (т.е. задача обеспечения доступности и обязательности общего, «массового» образования), то к настоящему времени она в целом решена; сегодня на первый план выдвигаются иные ценности, иные задачи: обеспечить человеку условия для самовыражения, саморазвития, самореализации, постоянного личностного роста (т.е. задача «проектирования пространства персонального образования для самореализации личности»). Именно в этих вопросах – социально-позитивного индивидуального развития личности; формирования мотивации к познанию, творчеству, труду, спорту; поиска и обретения человеком самого себя – дополнительное образование выступает настоящим кладезем позитивного опыта и непревзойденным генератором идей.

Понять, принять и корректно ввести этот «человеческий» потенциал дополнительного образования в общую систему образования во имя расширения вариативности и индивидуализации системы образования в целом, а значит, усиления его конкурентоспособности – ключевая задача всего педагогического сообщества. Общее образование в своем массовом варианте пока не готово полноценно ответить на этот вызов. Оно продолжает устойчиво ориентироваться на преимущественное достижение предметных образовательных результатов и по большому счету не нацелено на реализацию модели «образования для человека» (с необходимостью поддерживать познавательную мотивацию, обеспечивать свободный выбор индивидуальных образовательных траекторий, обучать детей умению проектировать поэтапные программы своего личностного развития и т.д.).

В то же время дополнительное образование, по самой своей сути связанное с метапредметностью[2] и изначально нацеленное на достижение личностных изменений, позволяет более гибко и эффективно реагировать на новые вызовы к способностям и возможностям человека.

Назначение Концепции состоит в том, чтобы:

  • способствовать общественному признанию «ценностного статуса дополнительного образования как уникальной и конкурентоспособной социальной практики», повысить тем самым в обществе статус дополнительного образования, вывести его из многолетнего положения «золушки» в российском образовании;
  • разъяснить широкой общественности миссию дополнительного образования в процессе модернизации системы образования в целом;
  • содействовать реализации мер государственной политики в сфере образования.

Что понимается в Концепции под «дополнительным образованием» и какое оно?

Данное в Концепции описание дополнительного образования базируется на его основополагающих характеристиках как особого вида образования, содержащихся в Законе «Об образовании в Российской Федерации», является их прямым продолжением.

При этом в Законе внимание акцентируется на его сущностных параметрах и форматах реализации в парадигме непрерывного образования; в Концепции на первый план выходит ценностный аспект: анализируются статусно-ролевые характеристики дополнительного образования в контексте модернизации образования, а также свойственный ему личностно-развивающий потенциал, обусловленный его качественной определенностью как персонифицированного, вариативного образования и отличительными особенностями в организации образовательной деятельности.

Приведем условно-сравнительную таблицу основных характеристик дополнительного образования (далее в тексте таблицы — ДО) в Законе и в Концепции.

Таблица 1

Закон «Об образовании в РФ»

 

Концепция

Аспекты ДО, затронутые в Законе

Законом установлено: понятие и цели ДО, его место в структуре образования РФ, виды, подвиды ДО, типы образовательных организаций, реализующих дополнительные образовательные программы, формы государственной поддержки сферы ДО, разновидности дополнительных образовательных программ

Аспекты ДО, затронутые в Концепции

Концепцией зафиксированы:

· конкурентные преимущества ДО,

· социальный и ценностный статус ДО,

· миссия ДО,

· ролевые функции ДО в контексте модернизации образования,

· личностно-развивающий потенциал ДО, цели и задачи

Статусная характеристика ДО

ДО определяется как вид образования, который направлен на всестороннее удовлетворение образовательных потребностей человека в интеллектуальном, нравственном, физическом и (или) профессиональном совершенствовании, который не сопровождается повышением уровня образования (гл. 1, ст. 2).

Статусная характеристика ДО

Социальный статус: ДО характеризуется как вид «открытого вариативного образования», миссия которого – «наиболее полное обеспечение права человека на развитие и свободный выбор различных видов деятельности, в которых происходит личностное и профессиональное самоопределение детей и подростков».

Определен ценностный статус ДО как уникальной и конкурентоспособной социальной практики наращивания мотивационного потенциала личности и инновационного потенциала общества.

Миссия ДО:

·реализация социокультурной практики развития мотивации подрастающих поколений к познанию, творчеству, труду и спорту,

·превращение феномена дополнительного образования в подлинный системный интегратор открытого вариативного образования, обеспечивающего конкурентоспособность личности, общества и государства.

Ключевое требование к ДО в контексте динамики обновления: действующая система ДО должна быть конкурентоспособной, готовой к инновационным преобразованиям, соответствующим требованиям времени.

Ролевые функции ДО в контексте модернизации образования:

·   превращение жизненного пространства человека в мотивирующее пространство, определяющее самоактуализацию и самореализацию личности;

·   проектирование пространства персонального образования для самореализации личности;

·   превращение ДО для взрослеющей личности в смысловой социокультурный стержень, пронизывающий уровни дошкольного, общего, профессионального образования.

Идея непрерывного образования на протяжении всей жизни:

·  непрерывное образование включает:

·  общее дошкольное образование,

·  начальное

·  основное общее,

·  среднее общее,

·  среднее профессиональное,

·  высшее образование,

·  дополнительное образование.

ДО занимает важное место в системе непрерывного образования и структуре образования в РФ и включает в себя подвиды:

I.          ДО детей и взрослых

II.          Дополнительное профессиональное образование (гл. 2. ст. 10)

Подвид «дополнительное образование детей и взрослых» указывает на то, что ДО включено в систему непрерывного образования в контексте современной парадигмы обучения на протяжении всей жизни, раздвигает границы возможностей дополнительного образования и снимает возрастные ограничения для обучающихся.

Личностно-развивающий потенциал ДО:

·   добровольность выбора в ДО (программы, режима, темпа обучения, педагога)

·   деятельность в соответствии с индивидуальными потребностями и  возможностями,

·   вариативность (содержания, форм, способов представления итоговых результатов),

·   поддержка мотивации ,

·   разнообразие социальных практик, взаимодействие с социально-профессиональными общностями,

·   тесная связь обучения с жизнью, продуктивный характер деятельности,

·   право на пробы и ошибки,

·   поливариантный характер оценки в ДО: допустимость множества уровней образовательных результатов,

·   разновозрастный характер объединений;

·   открытость (к взаимодействию, привлечению новой информации, нового социального опыта, явлений социокультурной реальности, новых педагогов-специалистов различного профиля) и др.

 

Отличия ДО от основного образования:

 

В дополнительном образовании федеральные государственные образовательные стандарты (ФГОС) не устанавливаются (гл. 2, ст. 11), это сфера вариативного содержания образования, развития личности в соответствии с индивидуальными образовательными потребностями, способностями, интересами, особенностями.

Конкурентные преимущества ДО в сравнении с другими видами формального образования:

·   свободный личностный выбор деятельности, определяющей индивидуальное развитие человека;

·   вариативность содержания и форм организации образовательного процесса;

·   доступность глобального знания и информации для каждого;

·   адаптивность к возникающим изменениям.

·   персонализация ДО — усиливает его преимущества.

Цели и задачи ДО

Законом определены цели ДО детей и взрослых (гл. 10, ст. 75). Цели и задачи ДО отражают гуманистическую направленность и вариативность содержания ДО, которое призвано обеспечить здоровьесбережение, организацию содержательного досуга, формирование культуры, развитие способностей, личностное и профессиональное самоопределение обучающихся – детей и взрослых.

ДО детей и взрослых направлено на формирование и развитие творческих способностей детей и взрослых, удовлетворение их индивидуальных потребностей в интеллектуальном, нравственном и физическом совершенствовании, формирование культуры здорового и безопасного образа жизни, укрепление здоровья, а также на организацию их свободного времени.

ДО детей обеспечивает их адаптацию к жизни в обществе, профессиональную ориентацию, а также выявление и поддержку детей, проявивших выдающиеся способности. Дополнительные общеобразовательные программы для детей должны учитывать возрастные и индивидуальные особенности детей.

Цели и задачи ДО

Цели развития ДО совпадают с целями Концепции; ими являются:

·    обеспечение прав ребенка на развитие, личностное самоопределение и самореализацию;

·    расширение возможностей для удовлетворения разнообразных интересов детей и их семей в сфере образования;

·    развитие инновационного потенциала общества.

Задачи:

· развитие дополнительного персонального образования как ресурса мотивации личности…;

· проектирование мотивирующих образовательных сред;

· интеграция дополнительного и общего образования, направленная на расширение вариативности и индивидуализации системы образования в целом;

· разработка инструментов оценки достижений детей и подростков…, диагностика мотивации достижений личности;

· повышение вариативности, качества и доступности ДО для каждого;

· обновление содержания ДО в соответствии с интересами детей, потребностями семьи и общества;

· обеспечение условий для доступа каждого к глобальным знаниям и технологиям;

· развитие инфраструктуры ДО…;

· создание механизма финансовой поддержки права детей на участие в дополнительных общеобразовательных программах …;

· формирование эффективной межведомственной системы управления развитием ДО;

· создание условий для участия семьи и общественности в управлении развитием системы ДО.

Программы ДО

Установлены следующие разновидности дополнительных образовательных программ:

в системе ДО детей и взрослых реализуются дополнительные общеобразовательные программы;

в системе дополнительного профессионального образования — дополнительные профессиональные программы (гл. 2, ст. 12).

В свою очередь, дополнительные общеобразовательные программы подразделяются на общеразвивающие и предпрофессиональные. Дополнительные общеразвивающие программы реализуются как для детей, так и для взрослых. Дополнительные предпрофессиональные программы в сфере искусств, физической культуры и спорта реализуются для детей.

 

Программы ДО

Изложены общие основания для разработки и реализации дополнительных общеобразовательных программ:

·   свобода выбора образовательных программ и режима их освоения;

·   соответствие образовательных программ и форм ДО возрастным и индивидуальным особенностям детей;

·   вариативность, гибкость и мобильность образовательных программ;

·   разноуровневость (ступенчатость) образовательных программ;

·   модульность содержания образовательных программ, возможность взаимозачета результатов;

·   ориентация на метапредметные и личностные результаты образования;

·   творческий и продуктивный характер образовательных программ;

открытый и сетевой характер реализации.

 

Стратегическая роль дополнительного образования в современном обществе

В период модернизации российского образования приоритетная роль дополнительного образования состоит в том, чтобы «прорасти» своими уникальными сущностными качествами (индивидуализации, персонификации, вариативности, свободы выбора) во всей системе образования и привести ее, тем самым, в соответствие с вызовами постиндустриального общества.

Что это за вызовы?

В поисках направлений развития многие научно-исследовательские коллективы анализируют «современные тренды, меняющие ландшафт образовательного дизайна и технологий, а также связанные с ними методические задачи и вызовы, которые стоят перед учебными заведениями» (Кейс Терлоу)[3].

Логика сложившейся ситуации такова, что у дополнительного образования уже не осталось выбора – меняться или нет. Никакие субъективные факторы не могут остановить качественных преобразований, призванных обеспечить соответствие системы образования новым вызовам времени. И именно сейчас важно понимать, куда и с какой скоростью двигаться дальше.

Концепция дает на это следующий ответ: «В постиндустриальном обществе, где решены задачи удовлетворения базовых потребностей человека, на передний план выдвигаются ценности самовыражения, личностного роста и гражданской солидарности. Применительно к образованию это означает переход от задачи обеспечения доступности и обязательности общего, «массового» образования к задаче проектирования пространства персонального образования для самореализации личности. Образование становится не только средством освоения всеобщих норм, культурных образцов и интеграции в социум, но создает возможности для реализации фундаментального вектора процесса развития человека, поиска и обретения человеком самого себя…»

Известно, что задача дополнительного образования – адаптация подрастающего поколения к жизни в обществе, к изменениям. А наша реальность меняется постоянно, скорость коммуникаций возрастает.

Читаем далее: «…ответом на вызовы глобализации становится проектирование персонального образования как информационно насыщенного социокультурного пространства конструирования идентичности. Такое образование принципиально расширяет возможности человека, предлагая большую свободу выбора, чтобы каждый мог определять для себя цели и стратегии индивидуального развития. Оно направленно на обеспечение персонального жизнетворчества обучающихся в контексте позитивной социализации как здесь и сейчас, так и на перспективу в плане их социально-профессионального самоопределения, реализации личных жизненных замыслов и притязаний».

Новая ситуация, новая реальность задает высокую планку для дополнительного образования, его роль возрастает, именно с ним связывается развитие человеческого капитала страны и непрерывность образования: оно пока робко, но уже начинает выходить на первый план. «…в XXI веке приоритетом образования должно стать превращение жизненного пространства в мотивирующее пространство, определяющее самоактуализацию и самореализацию личности». А ведь именно дополнительное образование в силу своих сущностных видовых особенностей обладает необходимым потенциалом, конкурентными преимуществами, высокими результатами по организации образовательной деятельности в направлении персонификации образования, создания условий для свободного индивидуального выбора, развития мотивации.

В Концепции можно найти целый ряд формулировок, отражающих разные аспекты тех возможностей, которыми обладает дополнительное образование для участия в модернизации российской системы образования в соответствии с вызовами глобализации. Например, дополнительное образование характеризуется как:

  • уникальная и конкурентоспособная социальная практика наращивания мотивационного потенциала личности и инновационного потенциала общества;
  • социокультурная практика развития мотивации подрастающих поколений к познанию, творчеству, труду и спорту;
  • подлинный системный интегратор открытого вариативного образования, обеспечивающего конкурентоспособность личности, общества и государства;
  • смысловой социокультурный стержень, ключевой характеристикой которого является познание через творчество, игру, труд и исследовательскую активность;
  • важный фактор повышения социальной стабильности и справедливости в обществе посредством создания условий для успешности каждого ребенка независимо от места жительства и социально-экономического статуса семей;
  • образование, выполняющее функции «социального лифта» для значительной части детей, которая не получает необходимого объема или качества образовательных ресурсов в семье и общеобразовательных организациях, компенсируя, таким образом, их недостатки, или предоставляет альтернативные возможности для образовательных и социальных достижений детей, в том числе таких категорий, как дети с ограниченными возможностями здоровья, дети, находящиеся в трудной жизненной ситуации;
  • отрытое образование, нацеленное на взаимодействие с социально-профессиональными и культурно-досуговыми общностями взрослых и сверстников, занимающихся тем же или близким видом деятельности; включающее в образовательный процесс актуальные явления социокультурной реальности, опыт их проживания и рефлексии; создающее благоприятные условия для генерирования и реализации общественных как детских (подростковых), так и взрослых инициатив и проектов, в том числе развития волонтерства и социального предпринимательства;
  • инструмент формирования ценностей, мировоззрения, гражданской идентичности подрастающего поколения, адаптивности к темпам социальных и технологических перемен,
  • активирующий фактор для развития системы образования в целом, в том числе для опережающего обновления его содержания в соответствии с задачами перспективного развития страны. Сфера дополнительного образования – инновационная площадка для отработки образовательных моделей и технологий будущего.

Широким слоям населения важно осознать ценностный статус дополнительного образования. Общественное признание особой роли дополнительного образования детей позволит реализовать те меры, которые предусмотрены в указах Президента РФ.

Состояние и проблемы дополнительного образования детей

Многократное подчеркивание в Концепции ценностного статуса дополнительного образования, его обновляющей миссии отнюдь не означает, что внутри этой сферы нет проблем, противоречий, нерешенных вопросов, что она сама не нуждается в обновлении.

Дополнительное образование должно соответствовать требованиям времени:  отвечать потребностям государства, общества и личности, быть конкурентоспособным, готовым к инновационным преобразованиям.

Современное состояние дополнительного образования детей сложно представить в количественном выражении, потому что происходят такие стремительные «слияния», «объединения», «обновления», которые затрудняют получение объективной информации. Сколько сегодня государственных учреждений-организаций? Сколько детей занимается в них, а сколько — в других организациях? Для выявления этих позиций требуются специальные исследования и мониторинги.

В настоящее время субъектов, предоставляющих услуги дополнительного образования, много: это и государственные (муниципальные) организации различной ведомственной принадлежности (образование, культура, спорт и другие), это и негосударственные (коммерческие и некоммерческие) организации, это и индивидуальные предприниматели…

В последние годы отмечается рост спроса на программы дополнительного образования, реализуемые как на бюджетной, так и на внебюджетной основе. Содержание этих программ, как зафиксировано в Концепции, «ориентировано на:

  • создание необходимых условий для личностного развития учащихся, позитивной социализации и профессионального самоопределения;
  • удовлетворение индивидуальных потребностей учащихся в интеллектуальном, художественно-эстетическом, нравственном развитии, а также в занятиях физической культурой и спортом, научно-техническим творчеством;
  • формирование и развитие творческих способностей учащихся, выявление, развитие и поддержку талантливых учащихся;
  • обеспечение духовно-нравственного, гражданского, патриотического, трудового воспитания учащихся;
  • формирование культуры здорового и безопасного образа жизни, укрепление здоровья учащихся;
  • подготовку спортивного резерва и спортсменов высокого класса в соответствии с федеральными стандартами спортивной подготовки, в том числе из числа учащихся с ограниченными возможностями здоровья, детей-инвалидов».

Отмечается повышение интереса «семей и детей к участию в различных конкурсных мероприятиях. Возрастает активность подростков и молодежи в использовании образовательных ресурсов … сети «Интернет» …, в том числе массовых открытых онлайн-курсов, видеоуроков».

Но отличительная особенность современного этапа заключается в том, что дополнительное образование, интенсивно развиваясь, шагнуло далеко за стены привычных и знакомых всем дворцов, домов, центров творчества, школ искусств. Еще несколько лет назад дополнительное образование было сосредоточено именно в этих организациях и учреждениях. Сегодня «образовательные инициативы активно предлагаются музеями, библиотеками, новыми общественными культурно-выставочными площадками, общественными организациями. Получили распространение такие инновационные организационные формы, как парки и музеи науки, эксплораториумы, детские компьютерно-мультипликационные студии, студии робототехники, 3-d моделирования и прототипирования и другие. Растет число коммерческих и некоммерческих организаций, разрабатывающих и реализующих проекты в сфере детского досуга и отдыха, образовательного туризма. Активно развивается негосударственный сектор дополнительного образования, что отвечает интересам граждан и способствует привлечению в эту сферу инвестиций».

Сейчас смело можно говорить о том, что дополнительное образование вышло за рамки традиционных для него зданий, оно действительно приблизилось к детям: образовательные комплексы и общеобразовательные школы предоставляют детям большой набор разнообразных дополнительных образовательных услуг, удовлетворяющих детские интересы и потребности. И это уже не только привычные всем кружки вязания и рисования, спортивные секции и музыкальные занятия. Дополнительное образование детей сегодня – это:

  • вовлечение обучающихся в творческую, проектно-исследовательскую, продуктивную деятельность по различным направлениям, с приоритетом научно-технического, туристско-краеведческого, естественнонаучного и социально-педагогического;
  • удовлетворение индивидуальных интересов и развитие индивидуальных способностей детей за пределами урока; выявление и поддержка высоко мотивированных и одаренных детей;
  • организация работы с социально незащищенными категориями, включая детей с проблемами здоровья и развития.

«Все это, — отмечается в Концепции, — позволяет охватить дополнительным образованием более 60 процентов юных россиян в возрасте от 5 до 18 лет. При этом доступность и качество дополнительного образования сильно отличается в разных субъектах Российской Федерации».

В настоящее время образовательный процесс в дополнительном образовании детей характеризуется расширением применения новых образовательных форм (сетевое, электронное обучение и др.) и технологий (антропологических, инженерных, визуальных, сетевых, компьютерно-мультипликационных и др.); активно развивается рынок услуг и сервисов информального образования (образовательные онлайн-ресурсы, виртуальные читальные залы, мобильные приложения и др.).

Очень важно, что «сфера дополнительного образования детей создает особые возможности для развития образования в целом, в том числе для расширения доступа к глобальным знаниям и информации, опережающего обновления его содержания в соответствии с задачами перспективного развития страны. Фактически эта сфера становится инновационной площадкой для отработки образовательных моделей и технологий будущего, а персонализация дополнительного образования определяется как ведущий тренд развития образования в ХХI веке».

Проблемные зоны дополнительного образования детей

Обозначенные выше характеристики дополнительного образования детей делают его весьма привлекательным для обучающихся, но в то же время вызывают острое желание у многих реализующих его субъектов не соблюдать никаких правил, а любую деятельность досугового характера выдавать за «дополнительное образование». Поэтому в последние годы в вопросах организации этого вида образования наблюдается определенный кризис, вызванный увеличением роли образования в обществе, при сохранении тенденции дефицитности используемых ресурсов и отсутствием технологичных методик управления[4].

Проблемным явлением продолжает оставаться тема доступности дополнительного образования, обеспечения его качества. В Концепции отмечено, что наблюдается межрегиональная и межмуниципальная дифференциация доступности дополнительного образования, существуют  риски развития образовательного неравенства между социальными группами с различным уровнем дохода; обновляемость программ далеко не всегда сочетается с достойным качеством предоставляемых услуг.

Ученые, занимающиеся системным анализом дополнительного образования, отмечают, что сегодня его развитие осуществляется в процессе преодоления многочисленных противоречий и проблем, связанных с возникшим диссонансом между многократно возросшим в обществе ценностным статусом дополнительного образования и традиционным многолетним отношением к нему как второстепенному образованию, неважному, неосновному. В числе важнейших отмечаются противоречия между[5]:

  • присущей дополнительному образованию детей логикой неформального образования (свобода выбора, отсутствие жесткой регламентации и т.п.) и формализованным, регулируемым государством процессом создания возможностей для освоения детьми дополнительных образовательных программ;
  • необходимостью увеличения к 2020 году числа детей в возрасте от 5 до 18 лет, обучающихся по дополнительным образовательным программам, в общей численности детей этого возраста до 70-75% и отсутствием единой системы координации реализации этих программ в сети образовательных учреждений;
  • разноаспектным пониманием предназначения дополнительного образования детей и необходимостью его системного определения в реально действующей образовательной сфере;
  • многообразием и вариативным характером содержания дополнительного образования детей и непроработанностью показателей результативности и эффективности дополнительных общеобразовательных программ;
  • усилением объективных требований к качеству реализации дополнительных общеобразовательных программ и инертностью включения образовательных учреждений в решение этой задачи;
  • необходимостью всестороннего учета динамично меняющихся потребностей детей и отсутствием системы изучения и формирования социального заказа на дополнительное образование;
  • завышенной самооценкой качества реализуемых дополнительных общеобразовательных программ и оценкой этих программ потребителем, а также их соответствием приоритетам государственной политики в сфере образования;
  • увеличением количества субъектов, реализующих дополнительные общеобразовательные программы, нарастанием конкуренции между государственным и негосударственным секторами и объективной неспособностью многих из них предоставить качественную услугу;
  • преобладанием художественно-эстетической и физкультурно-спортивной направленностей дополнительного образования детей и недостатком конкретно предметных областей образования (технического, естественно научного профиля и т.п.);
  • необходимостью специализированного современного оборудования для реализации дополнительных общеобразовательных программ и устаревшей учебно-материальной базой большинства образовательных учреждений;
  • острой потребностью в специалистах дополнительного образования, способных работать в новых условиях, и небольшим профессиональным рынком труда, не способным компенсировать нехватку квалифицированных специалистов для данной сферы.

В этой ситуации значительная часть организаций дополнительного образования детей оказалась не готова выстроить свою работу в соответствии с требованиями времени, как в силу сформировавшихся установок, так и в силу отсутствия необходимых компетенций у управленческих кадров.

В тексте Концепции отмечено, что развитие дополнительного образования сдерживается рядом проблем, среди которых особо отметим:

  • несоответствие инфраструктуры современного дополнительного образования детей современным требованиям;
  • острый дефицит в современном оборудовании и инвентаре, учебных пособиях, компьютерной технике, в обеспечении качественной интернет-связью, особенно для реализации высокотехнологичных программ;
  • отток наиболее квалифицированных кадров и объективные трудности привлечения талантливых молодых специалистов, несмотря на наметившиеся тенденции повышения уровня заработной платы педагогов дополнительного образования;
  • медленное обновление содержания дополнительного образования детей, при острой необходимости расширения спектра дополнительных общеобразовательных программ в соответствии с развитием профессий, рынков труда, информационной среды и технологий;
  • отсутствие системности в проводимых конкурсных мероприятиях при наблюдаемой позитивной тенденции увеличения числа и расширения спектра их направлений (олимпиад, чемпионатов, соревнований);
  • слабое использование потенциала негосударственного сектора и государственно-частного партнерства для расширения объема и спектра услуг дополнительного образования, модернизации его инфраструктуры вследствие существующих нормативных ограничений.

Обозначенные проблемы свидетельствуют о том, что «сегодняшнее» дополнительное образование не успевает за требованиями времени, не может в полной мере реализовать свой развивающий потенциал в широком спектре разнообразных направлений деятельности.

Особенно важным становится понимание того, что новое качество дополнительного образования детей должно обеспечиваться не отдельным учреждением, а в целом «дополнительным образованием» (точнее – дополнительной общеобразовательной программой), что продиктовано, прежде всего, требованием экономически целесообразного целевого распределения всех видов ресурсов.

Принципы государственной политики развития дополнительного образования детей

Концепцией устанавливаются основные принципы государственной политики развития дополнительного образования детей.

Принцип (от лат. рrincipium – начало, основа) – это основное исходное положение какой-либо теории, учения, науки (Энциклопедический словарь); руководящее положение, основное правило, установка для какой-либо деятельности; то, чем объединяется в теории и практике определенная совокупность фактов.

В Концепции перечислены следующие принципы государственной политики:

  • принцип социальной гарантии государства на качественное и безопасное дополнительное образование детей;
  • принцип общественно-государственного партнерства;
  • принцип реализации права на развитие личностного и профессионального самоопределения детей и подростков в различных видах конструктивной и личностнообразующей деятельности;
  • принцип расширения социальной и академической мобильности детей и подростков через дополнительное образование;
  • принцип содействия государственно-частному партнерству в сфере игровой индустрии;
  • принцип программоориентированности;
  • принцип преемственности и непрерывности дополнительного образования, обеспечивающий возможность продолжения образовательных траекторий на всех возрастных этапах.

Принцип социальной гарантии государства на качественное и безопасное дополнительное образование детей обеспечивается тем, что государство берет на себя обязательство поддерживать эту сферу образования. Уже в Законе «Об образовании в Российской Федерации» (при отсутствии конституционных гарантий общедоступности и бесплатности дополнительного образования детей) за региональными и муниципальными органами власти были закреплены полномочия по организации предоставления дополнительного образования детей. Кроме того, высокое качество программ в этой сфере будет обеспечено за счёт активизации конкурентной среды, привлечения высококвалифицированных кадров, сочетания инструментов государственного контроля с независимой оценкой качества оказываемых услуг.

Особое внимание в Концепции уделено принципу общественно-государственного партнерства, который закладывается в основу государственной политики по развитию дополнительного образования детей. Его реализация осуществляется в целях расширения вовлеченности детей в дополнительное образование, поддержки разнообразия детства, самобытности и уникальности личности.

Осуществление данного принципа предполагает:

  • выполнение обязательств государства по бюджетному финансированию дополнительного образования, а также стимулирование и поддержку семей;
  • расширение сетей организаций дополнительного образования;
  • мотивирование средств массовой коммуникации (СМИ, телевидение, сеть «Интернет», издательства) к увеличению научно-популярных программ, передач, цифровой и печатной продукции, направленных на самообразование и позитивную социализацию детей и подростков;
  • содействие государственно-частному партнерству в сфере игровой индустрии, производящей безопасные игры (в том числе компьютерные игры общеразвивающего и обучающего характера), игрушки, имитационные модели и др.;
  • стимулирование различных организаций, осуществляющих образовательную деятельность, к реализации дополнительного образования детей на базе различных площадок – от библиотек, музеев, театров до детских больниц, торговых комплексов и др.).

Принцип программоориентированности означает, что базовым элементом системы дополнительного образования становится образовательная программа, а не образовательная организация. Это означает, что в реальной жизни учреждений дополнительного образования именно образовательная программа является системообразующим элементом: набор детей осуществляется на определенную программу, финансирование – под конкретную программу, демонстрация достижений детей – по итогам реализованных программ и т.п. В Концепции сформулированы требования к проектированию и реализации дополнительных общеобразовательных программ: они должны строиться на основе свободы выбора, соответствия возрастным и индивидуальным особенностям детей, вариативности, ориентации на метапредметные и личностные результаты и т.п. (подробнее см. в Таблице 1).

Основные направления и механизмы развития дополнительного образования детей; ожидаемые результаты и этапы реализации Концепции

Данные разделы Концепции очень важны для понимания ее практической реализации, поскольку позволяют перевести многообразие общетеоретических позиций на понятный язык практических действий, делают весь проект технологичным.

Выделение основных направлений позволяет структурировать выработанную политику по нескольким базовым линиям движения; описание механизмов – охарактеризовать порядок деятельности по каждому из этих направлений; определение этапов – зафиксировать последовательность действий, следующих друг за другом практических шагов; представление ожидаемых результатов  – показать реалистичность, достижимость поставленных целей и задач (Таблица 2).

 

Продолжение

avatar
Поделиться с друзьями:
Про ДОД
Информационно-методический журнал "Про ДОД"
Журнал «Про ДОД» – специализированный электронный журнал для работников системы дополнительного образования. Издает журнал Ресурсный научно-методический центр непрерывного образования ГБПОУ «Воробьевы горы», научное руководство осуществляет кафедра педагогики внеурочной деятельности Московского института открытого образования.


Из фотоальбомов Приложения к журналу: