Демонстрационный экзамен по стандартам WorldSkills: государственная итоговая аттестации нового формата

Сидоренко Н.Ю, 

преподаватель ГБПОУ ЭТК № 22

В системе среднего профессионального образования продолжает набирать популярность движение WorldSkills, объяснение чему находится очень легко – стоит только познакомиться с идеологией самого движение. «Младшим братом» движения является JuniorSkills – программа ранней профориентации, основ профессиональной подготовки школьников, имеющий также большие перспективы развития в системе дополнительного образования детей.

WorldSkills International (WSI) – это международное некоммерческое движение, целью которого является повышение статуса профессионального образования и стандартов профессиональной подготовки и квалификации по всему миру.

WSI существует с 1946 года. Его создатели поставили перед собой амбициозные цели:

  • мотивировать молодых людей конкурировать, чтобы разбудить их энтузиазм по поводу профессиональной подготовки;
  • создать уникальные средства обмена и сравнения мирового опыта в промышленных отраслях и сфере услуг;
  • посредством организации конкурсов профессионального мастерства и прочих мероприятий достигать не только личной самореализации участвующих в движении, но и решать задачи, стоящие перед экономикой  своей страны.

 

В настоящее время в WSI входит 76  стран, охватывая более 70% населения планеты.

География конкурсов

1950: Мадрид, Испания

1951: Мадрид, Испания

1958: Брюссель, Бельгия

1959: Модена, Италия

1960: Барселона, Испания

1961: Дуйсбург, Германия

1970: Токио, Япония

1975: Мадрид, Испания

1977: Утрехт, Нидерланды

1978: Пусане, Корея

1979: Корк, Ирландия

1981: Атланта, США

1983: Линц, Австрия

1985: Осака, Япония

1988: Сидней, Австралия

1989: Бирмингем, Англия

1991:Амстердам,Нидерланды

1993: Тайбей, Тайвань

1995: Санкт-Галлен, Швейцария

1997: Лион, Франция

1999: Монреаль, Канада

2001: Сеул, Южная Корея

 

2003: Санкт-Галлен, Швейцария

2005: Хельсинки, Финляндия

2007: Сидзуока, Япония

2009: Калгари, Канада

2011: Лондон, Англия

2013: Лейпциг, Германия

2015: Сен-Паулу, Бразилия

2017:Абу-Даби, ОАЭ

2019: Казань, Россия

 

 

Министерство образования и науки России вводит для выпускников колледжей демонстрационный экзамен вместо текущей практики написания дипломной работы, так как это является необходимостью для демонстрации студентами приобретённых навыков и умений, которые делают их специалистами международного уровня.

Демонстрационный экзамен необходим для подтверждения качественной подготовки выпускника в сфере профобразования, которое, в свою очередь, является как раз прикладной деятельностью.

Демонстрационный экзамен - это процедура, позволяющая обучающемуся в условиях, приближенных к производственным продемонстрировать освоенные профессиональные компетенции.

Планируется интегрировать демонстрационный экзамен в итоговую аттестацию.

Целью проведения демонстрационного экзамена (ДЭ) является определение соответствия результатов освоения образовательных программ среднего профессионального образования (далее - СПО) требованиям стандартов WorldSkills и федеральных государственных образовательных стандартов СПО (далее - ФГОС СПО) по соответствующим компетенциям.

 

Источниками данных являются:

1.ФГОС по специальности Туризм, программы дисциплин, МДК, модули

2.Описание специальности (профессиональные стандарты).

3.Код /наименование специальности:43.02.10  Туризм

4. Компетенция WS Туризм

 

Основные документы  демонстрационного экзамена:

  • техническое описание заданий для ДЭ (описание объема работы, его формата и структуры, нормы времени, выбор оборудования и материалов);
  • инфраструктурные листы (список материалов, оборудования и всех предметов, необходимых для экзамена);
  • критерии оценки экзамена по отдельным компетенциям (профессиям);
  • индивидуальный оценочный лист экзаменуемого;
  • шкалы приведения балловой системы к оценочной;
  • протокол ГИА;
  • документация по охране труда и технике безопасности.

Критерии оценки:

  • Критерии оценки выполненного задания разрабатываются в соответствии с Регламентом соревнований WorldSkills Russia, техническим описанием компетенции (профессии);
  • Выполненные экзаменационные задания оцениваются только в соответствии с процедурами оценки WSR;
  • Результаты отражаются в экзаменационной ведомости и заносятся в CIS;
  • Выпускники по результатам выполнения демонстрационного экзамена получают сертификат.

Каким же образом  методики и стандарты WorldSkills  внедряются в образовательный процесс? Происходит актуализация перечня компетенций, вводимых в образовательный процесс в соответствии с перечнем компетенций WorldSkills Russia. Проводятся промежуточные аттестации в форме практико-ориентированных экзаменов, основанных на заданиях с чемпионатов WorldSkills Russia и квалификационный экзамен.

Технология разработки заданий для ДЭ ГИА следующая:

1.задание разрабатывается в виде модулей;

2.за основу берется задание финала Национального Чемпионата Worldskills Russia  и дорабатывается в соответствии с требованиями ФГОС к результатам освоения ППКРС (ППССЗ);

3.задание должно быть разработано так, чтобы выпускники смогли продемонстрировать навыки, указанные в Техническом описании и выявлять степень овладения мастерством.

4.задания для ДЭ должны быть согласованы национальным экспертом;

5.задания можно согласовать при соблюдении определённых условий - полностью соответствуют техническому описанию компетенции, т.е. охватывают все составные части компетенции по всем модулям из технического описания;

6.данная форма продолжительна по времени и может превысить сроки проведения ГИА;

7.финансово затратна (оплата работы экспертов);

8.даст возможность внести результаты в систему CIS и выдать сертификаты.

Повысились требования к квалификации специалиста вследствие задач повышения производительности труда. Задача, которую раньше могли выполнять 3-5 работников различной квалификации, сейчас должен быть способен выполнить один.

В стандартах WS базовыми для всех компетенций являются требования к: организации рабочего места; соблюдению техники безопасности; знанию технологических процессов; навыкам коммуникации и межличностных отношений; пониманию трендов развития отрасли; эффективности расхода ресурсов; навыкам управления временем и проектами.

Государственная Итоговая Аттестация  с применением методики  WS:

  • строгое соответствие заданий требованиям WorldSkills;
  • можно подготовить задания по всем модулям, но не по всем составным частям компетенции;
  • если задания составлены не по всем составным частям компетенции, то их вес будет ниже, следовательно, и выполнение не позволит выпускникам набрать необходимое количество баллов.

 

ОСОБЕННОСТИ ДЕМОНСТРАЦИОННОГО ЭКЗАМЕНА

Показатели

 Демонстрационный экзамен

1.Место в структуре ГИА

Форма дополнительного квалификационного испытания

2.Условия, основание проведения

Добровольность участия на основании заявления выпускника

3. Объект оценки

Оценка компетенций методом наблюдения за процессом выполнения задания по методике WS в процессе работы. Комплексная оценка

4.База проведения

Учебно-производственная мастерская ПОО (или базовой ПОО УПО), рабочее место предприятий-социальных партнёров

5. Экзаменационная комиссия

Обязательное включение в состав комиссии сертифицированных экспертов WSR

6. Продолжительность экзамена

Проводится в несколько этапов в течение 1-3-х дней (зависит от проверяемой компетенции и задания

7.Принципы проведения

Открытость, публичность, доверительная атмосфера

8. Организаторы на площадке

Cертифицированные эксперты

 

     Этапы демонстрационного экзамена

  • Проверка и настройка оборудования сертифицированными экспертами;
  • Инструктаж;
  • Экзамен;
  • Подведение итогов и оглашение результатов.

Очень часто задают вопросы и можно услышать, а что же дает нам проведение демонстрационного экзамена. Какой синергетический эффект мы получаем:

  1. Направленность программы обучения на решение прикладных задач;
  2. Согласование тем выпускных квалификационных работ студентов с представителями предприятия;
  3. Непрерывная совместная работа по корректировке учебного процесса, которая позволяет обеспечивать постоянное взаимодействие педагогического коллектива и профессионального сообщества в рамках формирования требований к специалистам и программам их обучения;
  4. Ежегодная практика участия в профессиональных конкурсах по методике и стандартам WSR и WSI. Вовлечение студентов в решение реальных прикладных задач еще на стадии обучения;
  5. Материально-техническая поддержка учебного процесса: оснащение учебных лабораторий необходимым оборудованием и техникой;
  6. 100 % трудоустройство специалистов.

Перспективным представляется возможность внедрения демонстрационного экзамена для дополнительных общеобразовательных программ углубленной подготовки по стандартам JuniorSkills.

JuniorSkills – программа ранней профориентации, основ профессиональной подготовки и состязаний школьников в профессиональном мастерстве была инициирована в 2014 году Фондом Олега Дерипаска «Вольное Дело» в партнерстве с WorldSkills Russia при поддержке Агентства стратегических инициатив, Министерства образования и науки РФ, Министерства промышленности и торговли РФ.

Видение программы:

Каждый школьник имеет возможность попробовать себя в разных профессиях и сферах, в том числе профессиях будущего, обучаясь у профессионалов; а также углубленно освоить и даже получить  к окончанию школы профессию.

Цели программы:

            Создание новых возможностей для профориентации и освоения школьниками современных и будущих профессиональных компетенций на основе инструментов движения WorldSkills с опорой на передовой отечественный и международный опыт.

Официальный старт программе JuniorSkills дали первые пилотные состязания юниоров в рамках Национального чемпионата WorldSkills Hi-tech в Екатеринбурге в 2014 году.

Программа оказалась остро востребованной:

  • в 2015 году проведены еще два чемпионата JuniorSkills на национальном уровне (в рамках Чемпионата WorldSkills в Казани и чемпионата WorldSkills Hi-tech в Екатеринбурге);
  • в 2016 году уже 31 регион России организуют состязания JuniorSkills по 27 компетенциям;
  • к движению JuniorSkillls присоединилась Беларусь и готовит свой первый национальный чемпионат JuniorSkills.

На национальном уровне на 2016 год разработаны пакеты материалов по JuniorSoftSkills и 17 компетенциям: Фрезерные и токарные работы на станках с ЧПУ, Мобильная робототехника,

Мехатроника, Электроника, Прототипирование, Инженерная графика, Аэрокосмическая инженерия, Системное администрирование, Электромонтажные работы, Кровельные работы, Лазерные технологии, Нейропилотирование, Геномная инженерия, Интернет вещей, Мультимедийная журналистика, Химический лабораторный анализ.

Программа JuniorSkills получила поддержку на уровне Президента РФ: в своих Посланиях Федеральному Собранию РФ в 2014 и 2015 году отметил успехи юниоров и первенство России в проведении таких соревнований, а также предложил объединить соревнования JuniorSkills и WorldSkills в систему чемпионатов «Молодые профессионалы» (поручение Президента от 8 декабря 2015 года). Поручением  Президента РФ от 21 сентября 2015 года чемпионаты JuniorSkills включены в стратегическую инициативу «Новая модель системы дополнительного образования детей».

Ключевые элементы JuniorSkills, как массовой общероссийской программы, которые создаются по мере развития движения JuniorSkills:

Стандарты JuniorSkills по каждому из элементов программы, в том числе по созданию пакета материалов по компетенциям/профессиям, по проведению чемпионатов, по системе оценивания результатов, по межсекторному взаимодействию и региональному развитию программы и др.

Система чемпионатов JuniorSkills – соревнования профессионального мастерства для школьников 10-17 лет по методике WorldSkills: местные, региональные, корпоративные, окружные и национальные в рамках системы чемпионатов «Молодые профессионалы».

Академия JuniorSkills: обучение школьников современным профессиям и «компетенциям будущего», в том числе JuniorSoftSkills, а также обучение и сертификация экспертов и наставников.

Экономика реальных дел: реализация юниорами бизнес-проектов, социальных и трудовых проектов с использованием профессиональных навыков.

Региональная инфраструктура: межсекторные рабочие группы, региональные координационные центры JuniorSkills, специализированные центры компетенций (СЦК), экспертные сообщества педагогов-наставников и специалистов-практиков.

Развитие движения WorldSkills и JuniorSkills позволит усилить конвергентность потенциалов, возможности преемственности дополнительного и профессионального образования в подготовке будущего конкурентоспособного профессионала.

Литература:

Портал WordSkills Russia http://worldskills.ru/

Золотарева Н.М. Присоединение России к WorldSkills International - Профессиональное образование в России и за рубежом №10/2013 http://cyberleninka.ru/article/n/prisoedinenie-rossii-k-worldskills-international

 

 

Всего комментариев: 1
avatar
Поделиться с друзьями:
Про ДОД
Информационно-методический журнал "Про ДОД"
Журнал «Про ДОД» – специализированный электронный журнал для работников системы дополнительного образования. Издает журнал Ресурсный научно-методический центр непрерывного образования ГБПОУ «Воробьевы горы», научное руководство осуществляет кафедра педагогики внеурочной деятельности Московского института открытого образования.


Из фотоальбомов Приложения к журналу: