Ангел-хранитель от И.И.Гольдберга

Быкова Янина Георгиевна, педагог центра художественного образования ГБПОУ "Воробьёвы горы"

          В далекие 80-е годы у меня в доме поселилась маленькая фигурка ангела от И.И. Гольдберга, которая обладает удивительным волшебством: стоит мне взглянуть на нее, как начинают наплывать воспоминания, связанные с Дворцом…

         Дворец был особым местом, куда я шла с трепетом, будучи педагогом изостудии, а затем и методистом по эстетическому воспитанию Дома пионеров Сокольнического района.

         Дворец являлся местом встреч, интересных дел (городские, международные и методические выставки детского изобразительного творчества, методобъединения для педагогов и т.п.)

         Я всегда знала, что здесь получу заряд энергии, новые идеи, оценку моей работы и работы моих коллег. В один из таких визитов во Дворец я разговорилась с легендарным Израилем Исааковичем Гольдбергом, который, если говорить языком 21 века, являлся «брендом» (лицом) Дворца: кружковец фотостудии еще с довоенных лет, один из первых артековцев, после ВОВ пришел работать во Дворец и стал основным фотолетописцем и живым свидетелем истории Дворца. Он был в курсе всех происходивших в нем событий  и не мыслил своей жизни вне его стен. Израиль Исаакович, узнав, что я недавно переехала жить на Ленинский проспект, сказал, что мне нужно переходить на работу во Дворец, тем более, что есть вакансия заведующей сектором ИЗО. Мне было очень сложно решиться на этот шаг, так как в Доме пионеров Сокольнического района я проработала десять лет…

          Работа в секторе  ИЗО накладывала на меня большую ответственность – ведь в это время он был одним из старейших подразделений и одним из самых крупных во Дворце (около тысячи воспитанников и двадцати педагогов);  и, конечно, был центром работы с детьми по изобразительному искусству всего СССР.

         На тот момент заведующей учебной частью отдела эстетического воспитания была Марина Степановна Алешина. Она стала агитировать меня, приводя аргументы в пользу Дворца. И вот я оказалась в кабинете директора Дворца вместе с заведующей отделом эстетического воспитания Галиной Георгиевной Стыровой, перед царственной Грековой Ольгой Игоревной. Она задала мне несколько вопросов и подбодрила меня. Знаменитый «Кадровый час» я не проходила.

         Мне очень повезло, потому что в изостудии всегда царил дух творчества, товарищества, единомыслия. Все педагоги были интереснейшими личностями и художниками: Бортник А.Г., Богданова Н.Г., Лаврова И.М., Дубиновская Т.П., Кузнецова Т.М., Горлова Л.В., Иродова О.Ю., Орлова П.И., Шалина Л.Ф., бывшие воспитанники Дворца: Волобуева И.И., Хесин В.Г.

         Вскоре в наш коллектив влились новые силы: скульпторы Игнатов А.А., Шпичинецкий Г.Е., педагог из известной изостудии Дворца юных города Ленинграда Демидова Е. П., архитектор Лебедева А.Б., график Круглова Е.М.

         Это были времена величайших экспериментов. Открылась комплексная группа для особо одаренных детей (по принципу многопрофильной подготовки: рисунок, живопись, скульптура, декоративно-прикладное искусство, история искусств), появились новые направления: гобелен, резьба по дереву, архитектурное макетирование. Начали работу с детьми дошкольного возраста.

         Мы выезжали на пленэры в разные места, но самым любимым для нас стал Переславль-Залесский. Мы жили недалеко от знаменитого Дома творчества им. Кардовского в спартанских условиях на детской туристической станции, но там было хорошо!!! С утра до позднего вечера мы рисовали, путешествовали, посещали мастерские в Доме творчества. Результатом стала выставка летних работ детей и педагогов нашей студии. Это был 1985 год! Сейчас это ежегодная традиционная выставка городского масштаба «Лето».

         В 1986 году Дворец отмечал свое 50-летие, и в связи с этой датой я особенно часто общалась с человеком, который стоял у истоков рождения изостудии городского Дома пионеров и проработал в нем более 20-ти лет. Это - выдающийся педагог, прекрасный акварелист Александр Михайлович Михайлов. Он был воплощением интеллигентности: коренной москвич, всю жизнь проживший в самом центре Москвы - в Лялином переулке, рядом с Чистыми прудами, где был городской Дом пионеров.

         Александр Михайлович стал учителем для таких знаменитостей, как народные художники Иванов В.И., Неменский Б.М., Обросов И.П., Васнецов А.В., Сидоров В.М., Дубинчик, А.М. Этот список можно продолжать долго, так как в 70-80-е годы его ученики составляли цвет МОСХа.

         Поражало, что Александр Михайлович помнит всех своих воспитанников. Он поддерживал с ними тесный контакт и ученики тоже не забывали своего педагога.

         Его воспитанники - представители разных областей художественной жизни: живописцы, графики, искусствоведы, дизайнеры, художники театра и кино.

         Остается загадкой его педагогический метод. Всегда выдержанный, подтянутый, полностью отдававший себя искусству и детям, он являлся потрясающим примером. Александр Михайлович умел увидеть, поддержать и развить в ученике его природные данные…

Из воспоминаний его учеников: «Натюрморты писали только с натуральными овощами и фруктами», «Постоянно вели беседы за столом о художниках и различных художественных техниках»…

         Но вернемся к юбилейной выставке к 50-летию Дворца. Все бывшие воспитанники с большой охотой и энтузиазмом откликнулись на предложение поучаствовать в выставке. В оргкомитет входили: Михайлов А.М., скульпторы, члены МОСХа, соратники педагога-скульптора Попова А.М. - Кузнецова Е.С. и Семынин А.М., от эстетической Комиссии МОСХа – Фредынский В.Е. и я.

         Изюминкой выставки должна была стать экспозиция детских работ маститых художников, которая сохранилась у А.М. Михайлова и скульптуры, хранившиеся в скульптурной мастерской Дворца.

         Были большие сложности с подвеской тяжелых работ большого формата, но, поскольку эта выставка организовывалась совместно с МОСХом, оборудование нам предоставил Московский Дом художников на Кузнецком мосту. Это были неподъемные стенды для живописи, на которых хорошо смотрелись серьезнейшие живописные полотна в золоченых рамах.

         В момент организационных дел в наш коллектив влился скульптор А.А. Смирнов. Сбор скульптурной части выставки был, в основном, на нем.

         Оглядываясь назад – удивляюсь, откуда брались силы на такие грандиозные дела…Все были полны энтузиазма…

         Наш выставочный зал был превращен в огромный музейный зал, где на стендах экспонировались серьезные работы профессиональных художников, монументальные работы в технике флорентийской мозаики, фонтан с механическими секретами, скульптуры из металла и дерева…

         В отдельном небольшом выставочном зале (на 2-м этаже над КИДом) разместилась выставка детских работ профессиональных художников.

         Много воды утекло с тех пор…Многих уже нет с нами…Прошли большие реорганизации в структуре студии, нет многих помещений.

         Сейчас идет подготовка к очередному юбилею Дворца – 80-летию.

         Продолжая традиции изостудии, мы следим за жизнью наших воспитанников, среди которых немало профессиональных художников. Так к 75-летию была организована выставка молодого поколения наших талантливых выпускников.

         К сожалению, наша мечта о создании музея работ наших воспитанников пока не осуществилась. В дар Дворцу были переданы живописные работы А.М. Михайлова, Б.М. Неменского, В.И. Иванова.

         Преемственность поколений, сохранение традиций, память о своей истории имеют огромное воспитательное воздействие на юные умы.

         Подготовка к торжествам, посвященным юбилейным датам – это отличный повод отнестись бережно к оставшимся материалам и работам прошлых лет!

 

 

 

 

Всего комментариев: 1
avatar
Поделиться с друзьями:
Про ДОД
Информационно-методический журнал "Про ДОД"
Журнал «Про ДОД» – специализированный электронный журнал для работников системы дополнительного образования. Издает журнал Ресурсный научно-методический центр непрерывного образования ГБПОУ «Воробьевы горы», научное руководство осуществляет кафедра педагогики внеурочной деятельности Московского института открытого образования.


Из фотоальбомов Приложения к журналу: